Пресса о нас
29.12.2004

"Электронная Россия" и широкополосный доступ

В конце октября прошла 4-я международная выставка-форум "Инфокоммуникации России ХХI век" ("ИнфоКом-2004"). В отличие от большинства подобных мероприятий, проводимых во всем мире, "ИнфоКом" является распределенной выставкой. В этом году она одновременно проходила в пяти городах Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Краснодаре и Екатеринбурге. Эта интересная особенность мероприятий серии "ИнфоКом" объясняется довольно просто: их инициатором является руководство российской отрасли связи (в последней своей ипостаси Министерство информационных технологий и связи РФ, или Мининформсвязи) и передовой отряд этого ведомства холдинг "Связьинвест". Главные активы последнего сосредоточены в семи межрегиональных компаниях (МРК), которые работают на определенных территориях. Естественно, этим МРК логично представлять свои имеющиеся и потенциальные достижения именно там, где они действуют. Вот и проводятся региональные "ИнфоКомы", в качестве одного из организаторов которых выступают местные МРК.

Всего же в распределенной выставке-форуме "ИнфоКом-2004" приняла участие 291 фирма, а посетили ее в общей сложности, по данным организаторов, около 63 тыс. человек. Изначально предполагалось, что на выставке будут демонстрироваться существующие и перспективные услуги и инфокоммуникационные технологии, представляющие интерес не только для специалистов и корпоративных пользователей, но и для широких слоев населения. По мнению же главы Правительства РФ Михаила Фрадкова, высказанному после осмотра экспозиции, на ней был представлен "завтрашний день нашей экономики". Поэтому его особенно интересовал стенд "Электронное правительство России" ("е-правительство"). Наверное, премьер-министр хотел увидеть, как будет выглядеть возглавляемая им структура в будущем. Правда, он заявил, что пять министерств уже используют современную управленческую модель.

Готовность России к информационному обществу

О готовности Правительства и всего российского общества к жизни в условиях информационного общества речь шла на специальном "круглом столе", проведенном в рамках выставки "ИнфоКом-2004". Его тема так и звучала: "Оценка готовности России к информационному обществу", а организаторами его выступили Департамент стратегии построения информационного общества Мининформсвязи, Институт развития информационного общества (ИРИО) и РИО-Центр. ИРИО подготовил три доклада, в которых оценивалась готовность к информационному обществу как России в целом, так и по отдельности Москвы и регионов (на примере Калининградской, Новгородской, Пермской, Тульской и Челябинской областей, а также Ханты-Мансийского автономного округа). Исследования, легшие в основу докладов, проводились в период 20022004 гг. и финансировались Всемирным банком (грант по программе infoDev), Минэкономразвития России (в рамках ФЦП "Электронная Россия") и Управлением информатизации города Москвы (из средств программы "Электронная Москва").

Представленная в докладах картина характеризовалась рядом достаточно серьезных проблем, не позволяющих говорить о готовности России к информационному обществу. Так, исследователи отметили, что уровень информационной грамотности нашего населения оказался значительно ниже, чем в странах Европейского Союза (ЕС) и тем более в США. Причем отставание закладывается уже самой системой образования, которая не дает необходимой подготовки для жизни и работы в информационном обществе. По-прежнему, несмотря на различные федеральные и региональные программы, не решен ряд старых проблем. Среди них низкий уровень информатизации школ, музеев, библиотек и поликлиник; отсутствие доступа населения к ИКТ-услугам и социально значимой информации. Результаты работы продемонстрировали "намечающийся дисбаланс между уровнем развития ИКТ-инфраструктуры и степенью интеграции информационных технологий в основные деловые процессы это прежде всего характерно для передовых с точки зрения развития инфраструктуры регионов". В этом плане интересны данные, полученные в Москве:

- при относительно неплохой вооруженности школ компьютерами и телекоммуникациями менее 12% учителей применяют в преподавании компьютерные технологии и менее 5% интернет (в ЕС 68 и 53% соответственно);

- наблюдением пациентов с использованием интернета (включая переписку по электронной почте) занимаются очень немногие врачи муниципальных учреждений (около 6%), в то время как в среднем по ЕС этот показатель составляет 26,5%;

- реально использует различные формы взаимодействия с органами власти на основе сетевых технологий менее 5% населения столицы;

- библиотеки столицы обеспечили оцифровку для электронных каталогов менее 10% своих фондов (в большинстве стран ЕС этот показатель варьируется от 70 до 100%), а для доступа читателей через интернет 4,5%;

- лишь 3,7% от общего фонда музейных предметов Москвы имеют свое цифровое представление.

Авторы докладов отметили, что ту же картину можно наблюдать в целом по России. Поэтому не стоит удивляться, что в последнем рейтинге готовности к "электронному развитию", составленном для Всемирного экономического форума, Россия занимает 63-е место, отставая от большинства государств Европы и многих стран Азии, Латинской Америки и даже Африки.

По итогам "круглого стола" был разработан "Проект рекомендаций" с перечислением мер, способных повысить готовность России к информационному обществу. Это довольно обширный документ, поэтому приведем лишь некоторые его пункты, к которым, на наш взгляд, надо прислушаться в первую очередь.

1. Должны быть установлены конкретные контрольные показатели построения информационного общества. Они могут служить полезными вехами в достижении общих целей и критериями прогресса в этой деятельности.

2. Требуется более четкая разработка антимонопольной политики в области либерализации электросвязи и эффективное претворение ее в жизнь. В частности, "необходимо отменить те ограничительные меры нетарифного регулирования, которые характерны исключительно для России и не соответствуют мировой практике".

3. Каждому индивиду необходимо обеспечить такие условия, чтобы он мог постоянно получать новые знания и навыки для поддержания конкурентоспособности в современной экономике. Требуются инвестиции в развитие человеческого капитала и модернизация воспроизводящих его структур системы образования и подготовки кадров.

4. Следует реализовать систему мер по снижению административных барьеров в ведении бизнеса. В рамках этого направления необходимо, в частности, избавиться от избыточного и необоснованного лицензирования и сертифицирования, а также ликвидировать устаревшие запретительные нормы.

5. Создание равных условий ведения бизнеса для всех предприятий, действующих на рынке. Одной из острых проблем здесь является разработка и реализация антимонопольной политики в сфере телекоммуникаций, развитие конкуренции во всех сегментах этого рынка.

6. Реализация системы мер по защите прав интеллектуальной собственности и борьбе с пиратством. Здесь прежде всего нужно развивать процедурные и правоприменительные механизмы, внося соответствующие изменения в действующее уголовное, административное и процессуальное законодательство.

7. Проблему информатизации надо решать на комплексной основе одновременно с развитием телекоммуникационной инфраструктуры в целом. В связи с этим остро стоит вопрос широкополосного доступа в интернет: его решение должно стать одним из приоритетных направлений на ближайшую перспективу.

8. Темпы развития российского электронного бизнеса остаются недостаточными для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность с зарубежным бизнесом. В связи с этим прежде всего необходимо законодательно уравнять сделки, заключенные с помощью информационных систем в электронной форме, и сделки, заключенные традиционным (бумажным) способом. Таким образом, нужно принять закон "Об электронной подписи" взамен закона "Об электронной цифровой подписи", имеющего узкотехнологическую направленность и не дающего нужных решений.

9. Нет никакого сомнения, что если перечисленные и многие другие рекомендации "круглого стола" останутся "гласом вопиющего в пустыне", то степень готовности нашей страны к информационному обществу будет не повышаться, а, наоборот, падать. В материалах заседания дается ссылка на рейтинг готовности к "электронному развитию", составленный для Всемирного экономического форума, который прошел в декабре прошлого года. Есть, однако, более свежий рейтинг, опубликованный в нынешнем апреле британским журналом Economist по результатам пятого ежегодного исследования "электронной готовности" (e-readiness). Это исследование проводит подразделение журнала Economist Intelligence Unit (EIU) совместно с IBM, и его целью является определение уровня развития в различных странах среды для электронного бизнеса. EIU выводит рейтинг государств по этому показателю на основе сотни количественных и качественных критериев, распределенных по шести категориям: инфраструктура связи; бизнес-среда; принятие модели электронного бизнеса предприятиями и потребителями; социальная и культурная среда; законодательство и политика; поддержка электронных сервисов. В 2004 году исследование проводилось в 64 странах, и Россия заняла в нем 55-е место. Впереди нее оказалась практически вся Восточная Европа, включая такие бывшие республики СССР, как Украина (54-е место), Литва (38-е), Латвия (34-е) и Эстония (26-е).

"Электронная Россия"

Федеральная целевая программа (ФЦП) "Электронная Россия" очень часто упоминалась на выставке "ИнфоКом-2004" как экспонентами, так и высокими гостями, включая глав российского правительства и Мининформсвязи. Судя по рейтингам Всемирного экономического форума и EIU, эта программа мало способствует повышению электронной готовности нашей страны. Нам кажется, что цели ФЦП значительной части населения России или неизвестны, или непонятны. Возможно, кое-что стало ясно тем, кто посетил стенды "РТКомм.РУ", ФГУП "Почта России", а также самой "Электронной России". На наш взгляд, именно на этих трех стендах особенно упирали на словосочетание "Электронная Россия".

Во время "ИнфоКома-2004" пресс-центр "Электронной России" утверждал, что именно "РТКомм.РУ" создает ее инфраструктуру. Что же уже сделано? Компания обеспечила подключение к инфокоммуникационным сетям более 300 объектов различных ведомств и предприятий в 83 субъектах федерации. В числе последних были названы только ВГТРК и ФГУП "Почта России", а вот первых перечислено достаточно Администрация Президента, Госдума, Счетная палата, Минприроды, Минобразования, Минздрав, Генпрокуратура, Госатомнадзор, подразделения администрации Республики Чувашия, Российский фонд управления имуществом и Паспортно-визовая служба.

Особого упоминания удостоился еще не завершенный проект построение телекоммуникационной системы для Министерства по налогам и сборам (МНС). К началу выставки к сети "РТКомм.РУ" было подключено 92 объекта МНС, в том числе центральный аппарат министерства, межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, управления в субъектах федерации. Сразу после выставки предполагалось взяться за создание региональных сетей МНС и подключение к ним местных инспекций. Ознакомившись с этой информацией, можно подумать, что электронная Россия начинается с Администрации Президента и заканчивается местными инспекциями налоговой службы, т.е. простого народа она абсолютно не касается.

Это не так, утверждали сотрудники "РТКомм.РУ". Одним из наиболее крупных проектов, в котором участвует компания, является создание инфокоммуиникационной сети ФГУП "Почта России". В рамках этой работы к сети "РТКомм.РУ" подключаются пункты коллективного доступа (ПКД) в интернет и другие объекты почтовиков. К выставке таких набралось аж 180 штук, т.е. больше половины всех объектов, получивших доступ к информационной магистрали благодаря "РТКомм.РУ". Ну а по поводу того, что 180 ПКД это лишь мизерная часть из уже созданной "Почтой России" инфраструктуры коллективного доступа в интернет, возмущаться не стоит. Во-первых, Рунет, да и, наверное, "Электронная Россия" зиждутся не на одном магистральном операторе, а во-вторых, ведь мытарям тоже требуется подключение к Сети, а то откуда бы "РТКомм.РУ" брал деньги на построение сетей для вышеперечисленных очень важных клиентов.

"Почта России" сокращает число ПКД в интернете

На пресс-конференции, которую в рамках выставки "ИнфоКом-2004" дал генеральный директор "Почты России" Игорь Сырцов, можно было услышать, что к интернету подключено не 180 ПКД, а значительно больше, и все это благодаря активному участию возглавляемого г-ном Сырцовым ФГУП в реализации ФЦП "Электронная Россия", которая, в частности, предполагает обеспечить население "возможностью коллективного доступа к мировым информационным ресурсам и сервисам e-government". Для достижения этой благородной цели "Почта России" создала интегрированную сеть доступа в интернет. Никаких ее параметров Игорь Сырцов не назвал за исключением одного более 2500 ПКД.

Эта цифра стала для нас полной неожиданностью. Дело в том, что полгода назад глава Федерального агентства связи Дмитрий Милованцев на российско-японской конференции по вопросам стратегии развития информационных технологий, проходившей в Токио, заявил, что к тому времени было развернуто более 2700 ПКД. Приблизительно такая же цифра (2703 ПКД) звучала еще год назад, в сентябре 2003-го. Тогда ее привел на заседании Государственной комиссии по информатизации (ГКИ) заместитель главы Департамента почтовой связи Минсвязи г-н Щеголихин. А его шеф Леонид Рейман восьмью месяцами раньше на заседании коллегии бывшего Минсвязи говорил, что в рамках проекта "КиберПочта" еще к концу 2002 года было развернуто 2600 ПКД. Что же получается: в результате активного участия ФГУП "Почта России" в реализации ФЦП "Электронная Россия" число ПКД не только не увеличивается, но совсем наоборот сокращается?

То, что с программой развертывания ПКД в рамках проекта "КиберПочта" не все в порядке, стало ясно еще после упомянутого заседания ГКИ. Тогда Департаменту почтовой связи было рекомендовано разработать и представить на рассмотрение комиссии в I квартале 2004-го новую программу реализации проекта "КиберПочта" на период 20042010 гг. На выставке "ИнфоКом-2004" о выполнении этой рекомендации не было сказано ни слова.

На Web-сайте ФГУП "Почта России" утверждается, что проект "КиберПочта" направлен на преодоление "информационного неравенства" в стране. Одна из его главных задач состоит в том, чтобы гражданам всех регионов, включая самые удаленные уголки, обеспечить условия для того, чтобы они могли получить навыки работы на ПК и доступ в интернет. Поскольку количество ПКД стало уменьшаться, напрашивается вывод, что все цели проекта "КиберПочта" уже достигнуты.

Хотя, может быть, все-таки количество ПКД растет? Ведь на сайте ФГУП "Почта России" утверждается, что по состоянию на 1 июня 2004 года в отделениях почтовой связи было открыто лишь 2267 ПКД. Но как тогда относиться к приведенным выше заявлениям высокопоставленных чиновников бывшего Минсвязи, большинство из которых во главе с Леонидом Рейманом трудится и в нынешнем Мининформсвязи?

Возврат к списку