Пресса о нас
20.01.2005

Видео в сетях IP

На конференции в Виноградово услуги передачи видео по IP-сетям активно обсуждались впервые. Значительное падение цен на оборудование привело к тому, что сервисы Video over IP (прежде всего, видео по запросу и IP-телевещание) перестали казаться чем-то экзотическим. Роль катализатора рынка сыграл оператор FastWeb, сумевший довольно быстро довести абонентскую базу до полумиллиона пользователей.

Компания «Телеком-Центр» объявила на конференции о начале предоставления мультимедийных абонентских сервисов Triple Play с января 2005 года. Проект, реализуемый совместно с «Космос-ТВ», пока проходит в Москве стадию тестовой эксплуатации. Услуги доступа к Интернет, платному ТВ-контенту и голосовые сервисы конечному пользователю будет предоставлять оператор мультисервисной сети доступа. Он же должен отвечать за обслуживание абонентов и расчеты с ними.

Были названы и несколько факторов, способных помешать развитию проекта. В их числе - избыточность каналов, предлагаемых провайдерами ТВ-контента. Отдельная проблема - перевод звукового сопровождения на русский язык. Не до конца решены вопросы стыковки сетей доступа с так называемыми условными сетями доступа формирователя контента, а также продаж телевизионных приставок через розничные сети.

Неясна ситуация и с тарифами. Применительно к пакету Triple Play психологическим ценовым барьером для Москвы является ARPU на уровне 50 долл., для регионов - 30 долл. Так что о доходах компании FastWeb (96 долл. с человека в месяц) нашим операторам мечтать не приходится. Из упомянутых 96 долл. на услуги платного ТВ приходятся только 10 долл., а основной доход итальянскому оператору приносят голосовые сервисы и доступ в Интернет.

По словам Ольги Макаровой, директора департамента маркетинга ЗАО «Телеком-Центр», вовлечение в проект до конца 2005 года 3-4 операторов сетей доступа окажется успехом.

IP Centrex в центре внимания

Бизнес предоставления услуг учрежденческой АТС по IP-сети на Западе процветает. Постепенно он завоевывает популярность и на отечественном рынке, причем одни компании предлагают подобные услуги самим конечным пользователям, а другие - вторичным операторам. До последнего времени подобной тактике аутсорсинга в России следовала только фирма «Комстар», но с нового года аналогичные услуги будут развернуты «РТКомм».

Поначалу компания намерена работать в операторском секторе, хотя предоставление услуг конечным пользователям не исключается. Условия для «операторов-дистрибьюторов» будут такими, чтобы проект окупился за два года. При расчетах сроков окупаемости ставка делается на тарификацию услуги, а не трафика; последний будет оцениваться по межоператорским тарифам.

По словам Ильи Федорушкина, руководителя направления в «РТКомм», подписка на IP Centrex позволяет потребителю на 50-70% сократить затраты на приобретение оборудования: ему нужно купить только терминальные устройства. Расходы на добавление к системе нового рабочего места равны стоимости одного терминала. Абонент IP Centrex может получить не только базовые голосовые и видеоуслуги, но и ряд дополнительных сервисов, включая голосовую почту, интеллектуальную переадресацию вызовов, функционал операторского центра и т.д.

Вторичные операторы, предоставляющие данный сервис конечным пользователям на базе виртуальной платформы IP Centrex, тоже не окажутся в накладе. Использование модели аутсорсинга позволит им минимизировать как начальные инвестиции, так и риск выхода в новый рыночный сегмент. Они смогут обойтись без штата инженеров, поддерживающих работоспособность системы, а время вывода продукта на рынок составит менее месяца.

Сервис IP Centrex, вроде бы, выгоден всем заинтересованным сторонам, но в России он практически отсутствует. Согласно оценкам J'son & Partners, IDC, Ovum и «Коминфо Консалтинг» в 2004 году средний доход от услуг IP-телефонии в нашей стране составил около 110 млн. долл. в месяц, причем половина суммы пришлась на «карточную» IP-телефонию. Доля корпоративных клиентов в «карточных» услугах доходила до 80%, хотя такие пользователи часто отказываются от подобного сервиса в силу его ограниченности, например из-за отсутствия входящей связи. Вместе с тем спрос корпоративных заказчиков на услуги IP-телефонии за год вырос на 40%. По некоторым данным, на начало года они были готовы установить 1,3 млн. терминалов. Если бы эта готовность материализовалась, объем рынка IP Centrex в России достиг бы 634 млн. долл. Аналогичные оценки на 2005 год еще более оптимистичны: 1,8 млн. терминалов и 887 млн. долл.

Схожим образом обстоит дело и в частном секторе. В Москве 450 тыс. квартир имеют широкополосный доступ к Интернет, и спрос на широкополосные подключения растет на 50% в год. Доля потенциальных абонентов услуг VoIP среди пользователей широкополосных сетей составляет 15%, или более 67 тыс. терминалов. При ожидаемом доходе с одного абонента на уровне 7 долл. в месяц только в столице это дало бы 5,7 млн. долл. год. А вот оценки потенциала рынка IP Centrex для страны в целом: 79 тыс. терминалов и 6,7 млн. долл. в 2004 году, 119 тыс. терминалов и 10 млн. долл. в 2005 году. Надо ли говорить, что действительность очень далека от этих цифр, поэтому сама компания «РТКомм» строит куда более умеренные планы.

По мнению Андрея Веселова, генерального директора «ХитТелеком», есть по крайней мере три причины, в силу которых слово аналитиков расходится с делом операторов. Одна из них - плохая инфраструктура транспортных сетей, другая - низкие темпы перехода на IP, в результате чего этот протокол приживается далеко не повсеместно. Свою лепту вносит и высокая цена: сервис IP Centrex пока обходится потребителю дороже автономных конвергентных решений.

В итоге услуги IP Centrex оказываются востребованными преимущество крупными организациями, у которых расходы на аутсорсинг меньше затрат на использование собственных ресурсов, а потому незаметны в общей сумме накладных расходов. Как отметил на дискуссии «IP-УАТС или IP-Centrex» г-н Никашов, для мелких компаний переход на IP Centrex требует изменения инфраструктуры средств связи, что чувствительно для их бюджета. К тому же многие функции IP Centrex останутся невостребованными. Поэтому таким компаниям проще установить собственную недорогую IP-УАТС и отдать на аутсорсинг ее обслуживание. Популярность услуг Centrex преимущественно среди крупных корпоративных клиентов подтверждает и мировая практика. Скажем, у Vonage корпоративные заказчики составляют лишь 16% от общего числа клиентов, а у других операторов - не более 25%.

Возврат к списку