Пресса о нас
27.01.2005

Удвоение IP и новые бизнес-модели

Конференция, традиционно проводимая компанией Комптек поздней осенью (а с 2003 г. в качестве организатора к ней добавилась и фирма CTI Center of Telephony Integration), самый представительный в России съезд специалистов, пропагандирующих новые технологии и модели предоставления телефонного сервиса. В ноябре прошлого года прошла 9-я конференция. Примечательно, что к уже привычному всем названию Конференция по IP-телефонии добавились слова ...и IP-коммуникациям. По-видимому, таким образом организаторы решили привлечь внимание к новым сервисам, развертываемым на базе IP-инфраструктур: это мгновенный обмен сообщениями (instant messaging), контроль присутствия пользователя (presense), унифицированная обработка сообщений (унипочта), разнообразные услуги по доставке ТВ-программ и видеоконтента.

О напряженном ритме конференции 2004 г., собравшей 660 участников из 65 городов России и зарубежья, говорит тот факт, что пленарные заседания проходили в четыре потока. Вместе с тем, на мой взгляд, она оказалась гораздо спокойнее большинства предыдущих, что лишь положительно характеризует текущую ситуацию на рынке. За десятилетие бурного развития технология устоялась, и хотя остался ряд горячих проблем, их разрешение это уже рабочие моменты. Некогда очень острые противоречия между традиционными операторами и альтернативными сервис-провайдерами пионерами внедрения IP-телефонии, постепенно сглаживаются по мере того, как традиционщики сами все активнее задействуют преимущества пакетной телефонии. И хотя штиль иногда нарушается волнениями, связанными с неопределенностью правового поля вокруг IP-телефонии, все же следует признать: сейчас наступили благоприятные времена для ее дальнейшего спокойного развития.

Игра в карты

Для большинства рядовых граждан IP-телефония материализуется в виде телефонных карточек, правда, при этом далеко не все знают, что за возможностью дешево звонить по межгороду кроется какой-то там протокол IP. Конкуренция на рынке карточной IP-телефонии очень велика: только в Москве свои карточки предлагают свыше 100 операторов, поэтому и прибыльность здесь довольно низкая зачастую на уровне 10%. При этом качество связи и уровень сервиса при пользовании карточками оставляют желать много лучшего. По меткому замечанию Алексея Полунина, менеджера компании Открытые технологии: Нынешний уровень услуг в этой области вчерашний день телекоммуникаций.

При предоставлении карточных услуг собственно IP-коммуникации не доходят до конечного абонента: голосовые IP-пакеты преобразуются в TDM-поток на ближайшем к абоненту шлюзе сервис-провайдера, и оставшуюся часть пути до телефона голосовой трафик проходит по обычной телефонной сети общего пользования (ТфОП). Поэтому в данном случае до пользователя в принципе невозможно довести те многочисленные дополнительные сервисы, которые возможны благодаря IP. Собственно говоря, сервис телефонных карточек вообще не следует причислять к услугам IP-телефонии. Какая разница абоненту, что использует сервис-провайдер для обхода каналов дальней связи традиционных операторов?! Ведь особенности технологии шунтирования не добавляют предоставляемой услуге каких-либо новых потребительских качеств.

В целом, будущее бизнеса телефонных карточек (по крайней мере, в сегодняшнем его состоянии) вызывает большие сомнения. Необходим переход на новые бизнес-модели при предоставлении услуг IP-телефонии, и вопросы выбора этих моделей горячо обсуждались в Виноградове.

Козырь в широком канале

В любом случае, чтобы доставить пользователю все преимущества IP-коммуникаций, сервис-провайдер должен дойти с IP непосредственно до его офиса или квартиры. И дойти не просто по dial-up, а по выделенному (в лучшем случае широкополосному) соединению. тогда станет возможным предоставление абонентских голосовых сервисов в широкополосных IP-сетях Voice over Broadband (VoD).

Генеральный директор компании CTI Игорь Масленников называет 2004 год годом рождения таких сервисов. При этом он говорит о впечатляющих результатах внедрения бродбэнда. Так, по данным компании Forrester, количество одних только линий DSL, не считая остальных видов широкополосного абонентского доступа, во всем мире превысило 100 млн и увеличивается примерно на 20% в год. А по прогнозам Yankee Group, к концу 2004 г. число абонентов голосового широкополосного сервиса в США превысило 1 млн человек.

В России же число широкополосных подключений еще очень мало, что серьезно сдерживает внедрение новых IP-сервисов. Причем, по мнению Алексея Полунина, использование технологии ADSL для массового широкополосного доступа не оправдало себя. Известны случаи, когда при наличии, скажем, двух ADSL-линий в одном телефонном кабеле все работает нормально, но стоит подключить третью и характеристики передачи резко ухудшаются. Поэтому не следует замыкаться на DSL (а ведь ее часто воспринимают как чуть ли не единственную доступную широкополосную технологию), надо рассматривать все возможные технологические решения, в том числе на базе набирающего функциональность (и дешевеющего) оборудования Ethernet.

Связь бесплатно?

Но не будем дальше развивать тему выбора широкополосной технологии (даже обсуждение того, с какой скорости начинается бродбэнд, требует написания отдельной статьи), а предположим, что выделенный канал доступа уже имеется. Тогда, собственно, и начинается разговор о бизнес-модели предоставления услуг IP-телефонии. Если предполагается только предоставление базовых телефонных услуг, то пропускная способность канала может быть и не очень высокой например, от 80 Кбит/с. Телефоны (или УАТС) абонента могут через шлюз (если это обычные аппараты) или напрямую (если IP-телефоны) подключаться в Интернет по существующему выделенному каналу. Далее сервис-провайдер начинает играть на возможностях дешевой (бесплатной) связи через Интернет и предоставления дополнительных функций и услуг. По этим принципам успешно развивают свой бизнес такие известные западные компании, как Vonage и Skype. В России подобный сервис продвигают компании Тарио, Телеком Финанс, IpPort, ХитТелеком.

Вот, например, какие условия предлагает компания ХитТелеком ее услуги называются Externet. Для подключения клиентских телефонов/УАТС к Интернет предлагается установить шлюзы Cisco ATA-186, Planet VIP400 или AddPac 200-B. Будучи подключенными таким образом, вы сможете бесплатно связываться и неограниченно долго разговаривать с другими абонентами Externet (при абонентской плате 5 у. е. в месяц за действующую линию Externet). Причем, даже если вы не знаете, что вызываемый вами городской номер принадлежит абоненту Externet, система автоматически распознает своих абонентов и произведет соединение напрямую (за обработку запросов на установление соединений отвечает специальный Externet-сервер, см. рисунок). За дополнительную плату можно получить прямой московский или новосибирский телефонный номер вне зависимости от вашего географического местоположения (скоро будут доступны и прямые телефонные номера Санкт-Петербурга).

Телефонные вызовы, терминируемые в сетях других операторов (не на аппараты, подключенные к шлюзам Externet), конечно, тарифицируются, но по очень выгодным расценкам это все-таки Интернет-телефония. Причем абонент может задать приоритеты использования сети того или иного оператора в специальной таблице, которая доступна через Web-интерфейс с любого подключенного к Интернет компьютера. Для каждого направления можно указать основного оператора, через которого звонки будут доставляться по умолчанию, а также двух других операторов, через которых будет направлен звонок в случае недоступности или перегрузки основного. При выборе операторов можно руководствоваться и их тарифными планами. Наконец, каждому абоненту Externet в любое время через Интернет доступна детальная статистика звонков.

Одной из технических проблем при организации телефонной связи по IP-каналам может стать применение технологии трансляции сетевых адресов (NAT), которая обеспечивает подключение нескольких узлов (ЛВС) к Интернет с использованием одного глобально маршрутизируемого IP-адреса. Так, например, в описании сети IpPort четко указано, что при данном виде подключения возможность совершения звонков через эту сеть исключается. Допускается лишь прямое подключение или подключение через NAT, но со статической трансляцией адреса (т. е. вы должны иметь постоянный глобально маршрутизируемый IP-адрес).

IP Centrex

Хотя услуги, предлагаемые такими компаниями, как ХитТелеком и IpPort, вполне подходят под определение IP Centrex (у абонентов только терминалы, весь интеллект в сети сервис-провайдера), набор предоставляемых сервисов значительно расширяется при развертывании полноценной системы IP Centrex. В США такие системы используют фирмы GoBeam, ICG Communications, MCI и др. (см.: Сети и системы связи. 2003. № 12. С. 46). В России платформу IP Centrex уже эксплуатирует компания Комстар, а с начала 2005 г. она будет работать и у оператора национального масштаба компании РТКомм.РУ. Последняя на начальном этапе планирует работать с провайдерами распространителями услуг IP Centrex, а затем и с конечными потребителями.

Как уже говорилось, при пользовании услугами IP Centrex конечным потребителям необходимы только терминальные устройства, что, по оценке руководителя направления РТКомм.РУ Ильи Федорушкина, на 5070% сокращает их затраты на приобретаемое оборудование. При этом, естественно, сокращаются расходы на ИТ-персонал, а стоимость добавления одного рабочего места становится сравнима со стоимостью одного терминала.

Что же касается операторов-распространителей, выступающих фактически посредниками между крупным оператором (РТКомм.РУ) владельцем платформы IP Centrex и конечными потребителями, то их выгода тоже понятна. При минимальных начальных инвестициях (а значит, и минимальных рисках) они получают возможность очень быстро выйти на рынок с широким спектром самых современных услуг. Важно, что операторы-распространители смогут работать со своей виртуальной частью платформы IP Centrex так, как если бы она была установлена у них самих.

Хотя понятие Centrex обычно связывается с предоставлением услуг корпоративным клиентам, компания РТКомм.РУ намерена активно использовать свою новую платформу и для обслуживания частных клиентов. Среди перечисленных г-ном Федорушкиным услуг для этой категории клиентов, помимо традиционных функций бизнес-телефонии (постановка вызова на удержание, перевод вызова, конференц-связь), такие заманчивые, как интеллектуальная переадресация входящих вызовов (в том числе удаленная) и интеллектуальная голосовая почта с возможностью получения голосовых сообщений по электронной почте. Также обещаны интеграция с почтовым клиентом (Outlook) и использование адресной книги для исходящей связи. Для корпоративных пользователей наряду с перечисленными выше будут доступны и другие сервисы, например короткий номер внутри компании, перехват вызова, реализация правил распределения входящих вызовов внутри офиса (hunt group) и организация центров обработки вызовов (call-центров). Пользоваться сервисами IP Centrex можно будет с любого компьютера, подключенного к Интернет.

Когда в 80-х гг. прошлого века по миру прокатилась первая волна решений Centrex, наша страна (тогда еще СССР), по понятным причинам, оказалась в стороне от этого процесса. Возможно, данное обстоятельство и явилось основной причиной задержки прихода служб IP Centrex. Рынок этих услуг в России только начинает формироваться, и 2005 г., по-видимому, станет первым годом их активного продвижения на рынок. По прогнозам РТКомм.РУ, общие доходы от Centrex-услуг в 2005 г. составят всего 1,5 млн долл., но уже в 2007 г. они вырастут до 17 млн долл. Интересна оценка потенциала этого рынка, сделанная И. Федорушкиным. По его мнению, если бы подобные услуги начали развивать пять лет назад, то в 2004 г. корпоративные клиенты потенциально были бы готовы установить 1,3 млн терминалов для пользования услугами IP Centrex (годовой доход от услуг 634 млн долл.), а частные клиенты 79 тыс. терминалов (годовой доход от услуг 6,7 млн долл.).

Triple Play

Прорубив широкополосное окно в офис заказчика и соблазнив его недорогой телефонной связью и/или продвинутыми телефонными услугами IP Centrex, сервис-провайдер может постепенно расширять свое предложение, дополняя его различными сервисами передачи данных и видео. Это не что иное, как реализация модной ныне концепции Triple Play, предполагающей доставку по одному каналу пакета услуг, связанных с передачей голоса, данных и видео.

Для тройной игры оператору недостаточно обеспечить широкий канал до клиента (не менее 2 Мбит/с, лучше 5 Мбит/с), надо иметь хорошо масштабируемую сетевую инфраструктуру с развитыми средствами управления трафиком (понятно, что Интернет как среда доставки услуг в этом случае уже не подходит). Приведу всего два примера. Первый связан с услугой видео по запросу (Video on Demand VoD). Она предполагает передачу информации в режиме одноадресной рассылки (unicast), а это значит пропорциональное увеличение числа видеопотоков с ростом числа абонентов. Поэтому сетевая магистраль должна иметь большую пропускную способность с возможностью ее быстрого наращивания. Частично снять нагрузку с магистрали могут кэш-серверы, приближающие контент к потребителям, но все равно при предоставлении услуг VoD требования к пропускной способности магистрали остаются очень высокими.

Второй пример услуги IP-телевещания (IP-TV). При их предоставлении используется режим групповой рассылки (multicast): по магистрали транслируется набор программ один для всех, а абоненты выбирают нужные им каналы. В данном случае нагрузка на магистраль ниже, зато высоки требования по работе с протоколом IGMP, который используется абонентскими устройствами для подписки на выбранный канал. Так, мультиплексоры DSLAM должны не только отслеживать IGMP-сообщения, но фильтровать/объединять их (чтобы не перегрузить коммутаторы) и быстро переключать ТВ-каналы по запросу абонента (чтобы не перегрузить линию абонентского доступа, скажем ADSL).

Из трех компонентов Triple Play голоса, данных и видео последний в наименьшей степени знаком телекоммуникационным операторам. Ситуация осложняется еще и тем обстоятельством, что в проектах по развертыванию ТВ/видеоуслуг требуется задействовать продукцию минимум пяти-шести компаний. Без помощи интеграторов разобраться сложно. И ряд компаний, в частности Вимком Оптик, Телеком Транспорт, CTI, Inline Technologies, Syrus Systems, предлагают комплексные решения в этой области. Более того, CTI, например, разработала даже свой собственный программный продукт (IPSoft iVision) для управления ТВ/видеоуслугами (см.: Сети и системы связи. 2004. № 11. С. 62). А на конференции в Виноградове Ольга Макарова, директор департамента маркетинга компании Телеком-Центр, заявила о разработке совместно с фирмой Космос ТВ решения по доступу к платному телевизионному контенту для пакета Triple Play. Это решение, ориентированное на телекоммуникационных операторов, уже находится в тестовой эксплуатации в Москве. Так что процесс пошел, и вслед за голосом по IP должно последовать и видео..

Возврат к списку