Пресса о нас
25.05.2005

IP-услуги в России

Фирмы поставщики телекоммуникационного оборудования и ПО активно продвигают свои решения для предоставления сервисов нового поколения, основанных на технологии IP. А насколько эти сервисы интересны операторам? Как они внедряются в России? Чтобы ответить на эти вопросы, журнал Сети и системы связи провел исследование рынка корпоративных IP-услуг.

НОВЫЕ УСЛУГИ

В первую очередь нас интересовали услуги по организации виртуальных частных сетей (VPN), в том числе для голосового трафика. Практика предоставления корпоративным пользователям выделенных (частных) ресурсов на основе сети связи общего пользования известна давно, еще со времен сетей X.25 и Frame Relay. Но перевод подобных сервисов на рельсы технологий IP и MPLS сделал их более экономичными, скоростными и функциональными. Современные VPN-службы могут в территориально распределенной сети эмулировать, скажем, работу коммутатора Ethernet или маршрутизатора IP. (Подробнее о технологиях VPN см.: Сети и системы связи. 2004. № 6. С. 82.)

Отдельно был задан вопрос о предоставлении услуг IP Centrex. Эти услуги позволяют клиентам получать в свое распоряжение все прелести бизнес-телефонии без установки у себя учрежденческой АТС (УАТС). При этом существенно сокращаются затраты на оборудование и содержание ИТ-персонала, а стоимость добавления одного рабочего места становится сопоставимой со стоимостью одного терминала. Помимо традиционных функций бизнес-телефонии (постановка вызова на удержание, его перевод, конференц-связь и т. п.), услуги IP Centrex обеспечивают и такие заманчивые сервисы, как интеллектуальная переадресация входящих вызовов, голосовая почта с возможностью получения голосовых сообщений по электронной почте (унипочта) и т. п. В настоящее время наиболее эффективным для предоставления подобных услуг считается использование протокола управления сеансами связи SIP. Он же лежит в основе предоставления сервисов типа контроль присутствия (presence control).

Эксперты рассматривают видеоуслуги в качестве той палочки-выручалочки, которая способна повысить резко упавший за последние годы уровень доходов в расчете на одного абонента (ARPU). Мы интересовались у российских операторов по поводу как традиционных услуг видеоконференц-связи, так и услуг новой волны ТВ-вещания и видео по требованию. Многие из них прорабатывают сейчас проекты, связанные с предоставлением подобных услуг, но справедливо опасаются нецивилизованной конкуренции со стороны источников пиратского видео от видеопрокатов до самопальных видеосерверов, которые во множестве присутствуют практически в любой домовой сети.

В общем, операторам были заданы вопросы по широкому спектру сервисов от уже привычных VPN-служб до услуг, подпадающих под определение triple play. К сожалению, при ответе на эти вопросы их активность оказалась значительно ниже той активности, которую обычно проявляют фирмы-производители, когда речь заходит об IP. Оно и понятно: по темпам «айпизации» разработчики нового оборудования заметно опережают сервис-провайдеров, которые еще активно применяют такие технологии, как ATM, Frame Relay и даже X.25. Тем не менее, операторские IP-сети развиваются очень активно, что мы и проиллюстрируем на примерах работы операторов трех уровней: регионального, федерального и столичного.

С ВОСТОКА

Чаще всего мы пишем о событиях в Москве и других крупных центрах европейской части страны, редко обращая внимание на то, что происходит за Уральским хребтом. Постараемся восполнить это пробел и расскажем об IP-сервисах, которые предоставляет ОАО «Дальсвязь», работающее в Дальневосточном федеральном округе.

IP-сеть компании «Дальсвязь» территориально покрывает семь регионов (Амурскую, Магаданскую, Камчатскую, Сахалинскую, Еврейскую автономную области, Приморский и Хабаровский края) и физически представляет собой семь сегментов, напрямую не связанных между собой. Они присоединяются на областном и краевом уровне к IP-инфраструктурам вышестоящих операторов («РТКОММ», «Транстелеком», «Газком»). Пропускная способность магистральных каналов IP-сетей «Дальсвязи» варьируется в диапазоне от 256 Кбит/с до 155 Мбит/с (технологии PDH и SDH). В областных/краевых центрах для организации ядер сети используются технологии ATM и Ethernet со скоростью от 1 до 10 Гбит/с. Например, в Хабаровске эксплуатируется MPLS-сеть с ядром 2,5 Гбит/с, во Владивостоке 10 Гбит/с.

Как рассказал нам Павел Богацкий, начальник отдела развития информационных технологий Департамента технического развития ОАО «Дальсвязь», по итогам работы за 2004 г., доля IP-услуг в общем объеме доходов компании составила 5,82%. На IP-сети предоставляются две базовые услуги высокоскоростной доступ в Интернет и организация сетей IP VPN. Основными клиентами IP VPN являются Сбербанк РФ, ряд коммерческих банков с разветвленной сетью филиалов, таможня, Пенсионный фонд, воинские части, крупные коммерческие компании и т.п.

В текущий момент услуги предоставляются по принципу «наилучшего возможного» (best effort) и градация их осуществляется только по скоростям доступа к ресурсам. В планах 2005 г. введение в крупных городах градации сервисов на три класса: best effort, критичные для бизнеса (business critical) и реального времени (real-time). Также «Дальсвязь» планирует расширить спектр предоставляемых IP-услуг, обеспечив возможности передачи голосовой информации и предоставления мультимедийного контента.

Представители «Дальсвязи» особо гордятся своей работой в Приморском крае. Выше уже отмечалось, что в IP-сети Владивостока используется технология Ethernet на скорости 10 Гбит/с. Интересно также отметить, что «Дальсвязь» представляет услугу доступа к Интернет по технологии xDSL в 64 населенных пунктах Приморского края, из них 28 пунктов это села и поселки.

По словам начальника отдела информационных технологий Приморского филиала ОАО «Дальсвязь» Нафиса Асляхова, на базе технологии IP/MPLS компания планирует предоставлять услуги VPN, «видео по требованию», ТВ-вещания, а также услуги IP Centrex, SIP/H.323-телефонии и видеоконференц-связи. Короче говоря, почти весь спектр перспективных сервисов.

Для обеспечения безопасности IP-сервисов в сети «Дальсвязи» используется изолирование трафика абонентов друг от друга посредством технологий маркировки виртуальных ЛВС (VLAN 802.1Q) и виртуальных каналов ATM PVC. Каждому клиенту выделяется свое адресное пространство, авторизация и аутентификация клиентов производится по протоколу RADIUS, используются антиспуфинговые механизмы, на почтовых серверах установлена антивирусная защита «Лаборатории Касперского».

ЧЕРЕЗ ВСЮ СТРАНУ

Маркетинговым клише стала фраза о том, что IP-сервисы не зависят от расстояния. На самом деле, конечно, доступ к любому сервису определяется наличием поблизости соответствующего узла связи. Одной из немногих компаний, работающих на всей территории России, является «РТКОММ». IP-сеть этого национального оператора связи имеет точки присутствия во всех региональных центрах, всего региональных узлов 136.

Услуга построения IP VPN на основе технологии MPLS (ее поддерживают 100 узлов сети компании) приносит сегодня «РТКОММ» второй по величине доход после услуги выделенного доступа к Интернет. Подключение к IP VPN предоставляется во всех относительно крупных городах России, а также в Лондоне и Стокгольме. В 2004 г. услугой пользовались более 400 региональных отделений,управлений и филиалов различных госструктур, а также большое количество коммерческих организаций: Сбербанк РФ, Промсвязьбанк, Банк Москвы, Военно-страховая компания, компания «Ренессанс-Страхование», «Русский Алюминий», «Сибнефть» и др.

Пользователи услуг IP VPN получают возможность передавать трафик в соответствии с тремя классами обслуживания. В случае одновременной передачи трафика смешанных типов, например видео реального времени и почтовых сообщений, более приоритетный видеотрафик будет обслуживаться в первую очередь, а почтовые сообщения доставляться по мере освобождения ресурсов сети. По желанию клиента, «РТКОММ» заключает соглашение SLA (Service Level Agreement), отвечающее общепринятым международным стандартам. В дальнейшем компания планирует развивать услугу IP VPN в направлении интеграции большего количества сервисов, необходимых широкому кругу потенциальных клиентов. Также намечено расширение возможностей пользователей по проактивному управлению услугой.

В конце 2004 г. компания «РТКОММ» разработала централизованное решение для объединения разнесенных хот-спотов Wi-Fi (WLAN) в одну национальную сеть беспроводного доступа с единым центром управления в Москве. Услуга реализована на базе стандарта 802.11g, обратно совместимого со стандартом 802.11b. Напомню читателям, что широкополосный доступ WLAN гарантируется в радиусе до 100м от точки доступа, т.е. установкой всего одной-двух точек можно обеспечить полное покрытие в кафе, холле гостиницы, зале ожидания аэропорта, деловых центрах, образовательных учреждениях. Небольшой размер оборудования и простота его установки позволяют развертывать точки доступа менее чем за час. Сейчас «РТКОММ» ведет переключение зон Wi-Fi в Ростове и Уфе на централизованное решение. С начала мая по конец июня компания примет участие в тестировании WLAN-роуминга, организованном компанией МТТ при участии большинства крупных WLAN-операторов России.

Еще одна новинка компании услуга IP Centrex (в «РТКОММ» называют ее CoIP Centrex), или виртуальной УАТС, предоставляемая на базе протокола SIP. Основное требование для пользования этой услугой наличие IP-соединения клиентской сети с IP-сетью «РТКОММ»: может быть использован выделенный доступ к Интернет (причем не обязательно через сеть «РТКОММ») или прямое подключение к MPLS-узлу этого оператора с целью контроля качества услуг. Для предоставления услуги используется система softswich класса 5 Broadworks компании Broadsoft, а в качестве терминального (клиентского) оборудования могут применяться практически любые SIP-совместимые IP-телефоны, программные телефоны, шлюзы. Тарификация услуги посекундная, кроме того, взимаются платежи за использование виртуальной УАТС.

При подключении клиента к услуге CoIP Centrex через порт IP VPN (к MPLS-узлу «РТКОММ») компания гарантирует определенное ее качество. Для этого речевой трафик пускается по выделенному сегменту MPLS-сети (VoIP VPN) и маршрутизируется в соответствии с таблицей BCR (Best Choice Routing), которая строится на основе показателей качества и цены. Также высокому уровню качества способствуют круглосуточный мониторинг сети и полное резервирование узла softswitch. В случае подключение клиента к услуге через Интернет компания «РТКОММ» не может гарантировать качество прохождения речевого трафика до узла, где установлена ее система softswitch, поэтому гарантии качества начинаются именно с этого узла.

Каждый клиент сервиса CoIP Centrex может самостоятельно управлять своим списком услуг и вызовами, а также назначать администратора группы, которому предоставляется интерфейс управления ее терминалами. Под управлением понимается полный доступ к конфигурированию правил осуществления голосовых вызовов, включая назначение плана нумерации, закрытие выхода на международные/междугородные каналы для отдельных терминалов, управление группами серийного искания (хант-группами) и многое другое. Все эти функции реализованы с использованием удобного и интуитивно понятного интерфейса. В ближайшие пару лет специалисты «РТКОММ» намерены «обучать» рынок такой новой для России услуге, как IP Centrex, и, по их прогнозам, через 4-5 лет от ее предоставления компания будет получать существенную долю доходов.

Что касается видео услуг, то представители «РТКОММ» сообщили нам о введении с начала 2005 г. услуги видеоконференц-связи CoIP Video, пользователем которой может стать любой клиент компании, подключенный к ее IP/MPLS-сети. Весь трафик ВКС маркируется как трафик реального времени (real-time) и пропускается с высшим приоритетом, при этом сетевые задержки не превышают в среднем 150 мс, джиттер - 50 мс, потери пакетов - 0,2%. Клиент управляет услугой с помощью специального ПО (WEB-commander), интерфейс которого обеспечивает планирование и контроль проведения конференций, а также редактирование информации о видеотерминалах клиента (IP-адрес, номер, имя, изображение-иконка, в качестве последней может служить фотография участника конференции).

Напомню читателям, что в свое время IP-бизнес был передан компании «РТКОММ» «из рук» компании «Ростелеком» - на сегодняшний день единственного российского оператора, имеющего лицензию на дальнюю (международную и междугородную) связь

Продолжение статьи см. в журнале «Сети и системы связи», №6, 2005 г.

Возврат к списку