Пресса о нас
15.09.2005

Эффект "большой тройки" в фиксированной связи - альтернативные операторы объединяются

На прошлой неделе три компании - альтернативных оператора связи объявили о том, что они планируют предоставлять услуги под единым брэндом - Synterra. Это уже не первый пример того, как альтернативные операторы, работающие на рынке фиксированной телефонной связи, IP-телефонии, предоставления Интернет-услуг объединяют свои усилия для того, чтобы оказывать максимум телекоммуникационных услуг свои клиентам.

В последнее время рынок услуг связи, особенно в крупных городах, стал достаточно насыщенным. Пользователи услуг - как частные лица, так и корпоративные клиенты - получили возможность не просто выбирать между традиционным и альтернативным оператором связи, но и решать, какой из последних им подходит больше. В расчет берутся не только тарифы, но и качество, и полнота предоставляемых услуг. Для оптимизации бизнеса и расширения услуг альтернативные операторы связи стараются выбирать наименее затратный и наиболее короткий путь - объединяться либо путем создания единого брэнда, либо образуя одно юридическое лицо, либо покупая независимые мелкие компании и присоединяя их к головной фирме.

"Тенденция к объединению у альтернативных операторов, безусловно, прослеживается, - отмечает аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева. - Сейчас на рынке фиксированной связи уровень конкуренции достаточно высок. Преимущество имеют те компании, которые обладают широкой сетевой инфраструктурой - у них появляется возможность оказывать более широкий спектр услуг и на достаточно большой территории".

"Стремление к консолидации операторов связано в первую очередь с усилением конкуренции, - подтверждает директор по маркетингу и развитию услуг Golden Telecom Андрей Шишло. - Консолидация позволяет проще привлекать инвестиции и оптимизировать расходы".

Генеральный директор ОАО "КОМСТАР-Объединенные ТелеСистемы" Семен Рабовский считает, что объединение, слияние, поглощение - это главная тенденция на рынке альтернативной связи в последнее время. "Небольшим компаниям с учетом новой нормативной базы и действующих налоговых установлений вообще очень трудно выжить на этом рынке, еще 2-3 года - и все они так или иначе будут вливаться в крупные компании", - добавляет он.

Выручка компаний связи от предоставления голосовых услуг постепенно снижается, и для того, чтобы увеличивать доходы или хотя бы держать их на прежнем уровне, операторам необходимо либо расширять географическую зону деятельности, либо выходить на новые сегменты рынка, либо добавлять все новые виды услуг.

"Создавать собственную сеть в каком-либо регионе невыгодно - во-первых, это очень дорого, дороже, чем покупка компании, уже работающей на этом рынке или имеющей сносную инфраструктуру, во-вторых, это долго, а фактор времени очень важен. Поэтому операторы связи предпочитают покупать местные компании и объединяться. Это позволяет сокращать издержки и затем увеличивать доходы. Стратегия слияния и объединения активно используется операторами как один из инструментов выживания на рынке", - отмечает Т.Толмачева.

Аналогичную точку зрения высказал С.Рабовский. "Мы решили объединить три компании - ЗАО "Комстар", ЗАО "Телмос" и ЗАО "МТУ-Информ" - в одну в целях сокращения дальнейшей конкуренции между компаниями, работающими на одном сегменте рынка, диверсификации набора услуг объединенной компании и просто-напросто сокращения наших издержек", - отмечает он.

На рынке альтернативной связи основные лидеры уже определились - это Golden Telecom, "КОМСТАР-Объединенные ТелеСистемы", ЗАО "Компания ТрансТелеком", ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком", ООО "Эквант". Если судить по последним данным аналитиков из компании iKS-Consulting, то за 1-е полугодие 2005 года альтернативные операторы несколько усилили свои позиции на рынке фиксированной связи. Их доля в доходах выросла до 34 проц по сравнению с 30 проц за аналогичный период предыдущего года, а до конца года увеличится до 36 проц за счет роста доли в сегментах услуг дальней связи, передачи данных и доступа в Интернет.

Рейтинг альтернативных операторов услуг фиксированной связи, 1 полугодие 2005 г /по данным компаний и iKS-Consulting/

ПровайдерДоходы,
млн долл
Доля в доходах альтернативных операторов
от фиксированной связи РФ
Golden Telecom31118 проц
ТрансТелеком1348 проц
Комстар Объединенные ТелеСистемы1187 проц
МТТ855 проц
Эквант543 проц
МТУ-Интел422,4 проц
Петерстар412,3 проц
Центральный телеграф362,1 проц
РТКомм.РУ352 проц
Корбина Телеком281,6 проц

Как пояснил ПРАЙМ-ТАСС Андрей Шишло, основные игроки на рынке в целом уже определены, более мелкие со временем будут или поглощены или вытеснены в узкие ниши. По его мнению, если дальнейший передел между игроками и произойдет, то связан он будет, в первую очередь, с изменившимся регулированием в отрасли. Однако, как показывает практика, кое-что на рынке может меняться. На прошлой неделе был создан альянс Synterra, в который вошли три компании - ЗАО "Комет", ОАО "РТКомм.РУ" и ЗАО "Телеком-Центр". Альянс очень хорошо иллюстрирует сложившуюся ситуацию - объединение для расширения портфеля услуг и присутствия в регионах. Как рассказал ПРАЙМ-ТАСС генеральный директор "Комета" Вячеслав Смит, Synterra объединила в себе три компании, каждая из которых традиционно сильна в своем сегменте телекоммуникационного рынка. У "Комета" - это фиксированная связь, "РТКомм.РУ" обладает широкими возможностями по пропуску Интернет-трафика и предоставлению услуг на базе IP-технологий, "Телеком-Центр" специализируется на разработке и внедрении решений для СМИ. Уже сегодня альянс представлен более чем в 100 городах России благодаря региональной сети "РТКомм.РУ". Synterra в результате объединения и дальнейшего совместного развития надеется получить 10-15 проц рынка фиксированной связи и стать одним из лидеров среди альтернативных операторов.

В.Смит отмечает, что в сегменте фиксированной связи страны сейчас существует множество разрозненных активов. Их объединение под единым брэндом позволит предоставлять широкий спектр услуг по всей территории России, с единой идеологией, единым доступом к капиталу и централизованной системой управления. Выгода от такого объединения, по мнению гендиректора "Комета", очевидна для всех, а проект Synterra позволит реализовать это стремление в первую очередь независимым региональным операторам, желающим усилить свои позиции в конкурентной борьбе с уже существующими межрегиональными операторами, такими как Golden Telecom или "Эквант".

Аналитики говорят, что для большей эффективности бизнес-процессов Synterra стоит не просто работать под единым брэндом, но объединяться в одно юридическое лицо. Это, как уже говорилось выше, сократит издержки и упростит работу компании, оператор будет более прозрачен, а значит, более привлекателен для инвесторов. Судя по всему, Synterra подумывает об объединении. В частности, компании, входящие в альянс Synterra, планируют создать единую операционную компанию для предоставления телекоммуникационных услуг под брэндом Synterra.

Что же ожидает рынок альтернативной связи в ближайшем будущем? Судя по всему - дальнейшее укрупнение уже существующих игроков.

О планах по расширению бизнеса и географического присутствия говорят практически все компании. "КОМСТАР-Объединенные ТелеСистемы", например, планирует до конца года начать оказывать свои услуги еще в пяти регионах России, в том числе в наиболее приоритетных регионах для всех операторов связи - в Санкт-Петербурге и Московской области, а также выходить на рынок СНГ /переговоры ведутся с компаниями Украины и Узбекистана/. Приобретение операторов на тех территориях, где компания планирует развивать свой бизнес - это, по мнению С.Рабовского, наиболее удобный и выгодный путь сегодня.

Участники Synterra, по словам В.Смита, рассчитывают в среднесрочной перспективе объединить усилия по созданию общенационального оператора связи с независимыми региональными операторами в Челябинске, Самаре, Ростове, Новосибирске и Екатеринбурге, а затем - обеспечить присутствие Synterra во всех субъектах Российской Федерации.

Такие же далеко идущие планы есть и других крупных игроков, в том числе и у традиционных операторов связи.

"Традиционные операторы сейчас приобретают небольшие компании, что помогает им развивать свой бизнес в тех сегментах, которые раньше были недоступны", - отмечает Т.Толмачева.

Сейчас можно говорить о том, что в настоящее время идет передел рынка альтернативной связи.

Генеральный директор НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" Юрий Мхитарян добавляет, что в дальнейшем прогнозируется присутствие на телекоммуникационном рынке не мелких компаний, а холдингов. Такие объединения, по его мнению, приведут к еще более острой конкуренции между холдингами. Кардинально изменится и рынок акций компаний связи - на смену десяткам слабых эмитентов придут крупные телекоммуникационные операторы, ценные бумаги которых будут котироваться и на мировых финансовых рынках. Все это повысит ликвидность акций, расширит круг потенциальных инвесторов, обеспечит рост капитализации компаний в несколько раз.

Вполне возможно, что на рынке альтернативной связи нас ожидает эффект "большой тройки", как на рынке сотовой связи - то есть когда на всей территории России будут присутствовать несколько компаний федерального масштаба, а в регионах часть рынка будут занимать небольшие региональные компании.

В любом случае, как считает аналитик "Финам" Иван Кабулаев, от консолидации и укрупнения выиграют все: рынок станет более прозрачным, понятным, прогнозируемым, а пользователи, причем как корпоративные, так и частные лица, получат конкуренцию и выгодные условия, в том числе ценовые. "Вместе с тем, - добавляет он, - небольшое количество игроков может породить олигополию и картельный сговор, но, опять-таки, сотовые компании наглядно демонстрируют противоположную тенденцию. Вообще, страна большая и укрупнение с целью создания федерального игрока - это естественный процесс".

И все же опрошенные ПРАЙМ-ТАСС эксперты сошлись в том, что, хотя теоретически укрупнение компаний может привести только к улучшению обслуживания пользователей, на практике все выглядит совсем не так оптимистично.

Юрий Мхитарян отмечает, что, хотя слияния компаний связаны "с большей финансовой независимостью, реализацией дорогостоящих проектов в плане новых технологий, расширением номенклатуры услуг, к сожалению, подобные объединения, как показывает практика, иногда не самым лучшим способом сказываются на качестве предоставляемых услуг".

Другой эксперт добавляет, что, хотя на консолидацию и "КОМСТАРА-Объединенных ТелеСистем", и Golden Telecom было затрачено много усилий, времени и денег, качество услуг осталось на том же уровне, а иногда клиенты даже жалуются, что время обработки заказов, например, выросло. Поэтому, раз уж слияний и объединений нам не избежать, давайте будем надеяться и ждать от наших операторов, что результатом этих процессов будут не только выросшие финансовые показатели, но и рост услуг - и по качеству, и по количеству.

Возврат к списку