Пресса о нас
10.11.2005

Провайдеры тренируют гибкость

Как утверждают интернетпровайдеры, большую часть прибыли на корпоративном рынке они получают не за счет продажи трафика, а за предоставление сопутствующих услуг по доступу в сеть (IP-телефония, хостинг, организация внутренних сетей и поддержка оборудования). Под давлением этих компаний, которые по прогнозам аналитиков заработают в этом году $1,5 млрд, цены на трафик стремительно падают. Его «производители» магистральные провайдеры также вынуждены переориентировать бизнес на корпоративный сегмент.

По данным Министерства информатизации и связи РФ, документальная электросвязь обеспечивает более 20% от общего роста доходов телекоммуникационной отрасли, уступая по этому показателю только сотовой связи (на которую приходится почти половина роста доходов).

Объем этого рынка (без учета межоператорских услуг) в 2005 году аналитическое агентство J'son & Partners оценивает в $1,5 млрд, на 46% больше, чем в прошлом году.

Магистральные провайдеры, по данным аналитиков, получают за транзит трафика около $100 млн в год, хотя в компании «РТКомм.Ру» называют цифру в $150 млн.

Физический объем трафика в России растет, в первом полугодии этого года он составлял 10 млн гигабит, но прибыль у магистральных операторов падает. Значительное снижение цен на рынке межоператорских услуг на 15-20% в год подтвердил «Бизнесу» заместитель генерального директора «РТКомм.Ру» Ростислав Громов. Сейчас себестоимость одного гигабайта трафика для магистральных провайдеров не превышает $1, крупные провайдеры платят за него около $2. Цены снижаются под давлением интернет-компаний, работающих с конечными потребителями. Поэтому руководство «РТКомм», по словам Громова, за последний год усилило работу с корпоративными клиентами, которые уже приносят провайдеру около 10% доходов.

Рынок межоператорских услуг делят «Транстелеком» и «РТКомм», а на долю остальных операторов приходится не более 10-15% трафика.

Оплата по факту доступа

Корпоративные и индивидуальные абоненты, по данным аналитиков, также делят практически пополам полуторамиллиардный рынок услуг доступа в интернет. Компании, работающие на этих рынках, зарабатываютв десятки раз больше, чем магистральный провайдеры. Такую разницу в доходах операторов магистральных провайдеров и остальных интернет-компаний технический директор компании «Караван» Алексей Мисюренко объясняет тем, что стоимость самого трафика сейчас стремится к нулю, и абоненты платят провайдерам не столько за него, сколько за сам факт предоставления доступа в сеть.

Аналитикам достаточно сложно оценивать корпоративный рынок доступа в интернет, поскольку большую часть доходов провайдерам приносит не продажа трафика, а предоставление таких услуг, как IP-телефония, организация видеоконференций, поддержка клиентского оборудования и т. д. Только рынок IPтелефонии в прошлом году составлял $200 млн. Очевидно, что немалая часть этого рынка приходится на долю интернетпровайдеров.

Большую часть корпоративного рынка, утверждает Алексей Мисюренко, контролируют сотни средних и небольших провайдеров. Хотя среди лидеров в этом сегменте Golden Telecom, «Комстар», «Эквант», «Транстелеком», межрегиональные компании «Связьинвеста». Впрочем, уточняет Мисюренко, конкуренция на этом рынке за последние годы усилилась, поскольку в Россию пришли западные инвесторы с «большими суммами». Усиление конкуренции отмечает и аналитик J'son & Partners Борис Овчинников. По его мнению, корпоративные клиенты становятся все более требовательными, и этот рынок растет медленнее, чем массовый. О требовательности корпоративных клиентов, в том числе и в сегменте малого бизнеса, говорит и директор по развитию бизнеса «Комстар-ОТС» Дмитрий Дронов. «Если несколько лет назад требуемый небольшими компаниями набор услуг включал услуги телефонной связи и доступ в интернет, то сейчас они запрашивают гораздо больший по объему пакет телекоммуникационных сервисов». Что касается более медленного роста этого рынка, то, по данным «Транстелекома» корпоративный трафик конечным потребителям в их сети по финансовым показателям вырос в 1,8 раза по сравнению с прошлым годом.

В «Корбине» указывают, что средняя стоимость корпоративного контракта в месяц для компании сейчас составляет $750-880. В других компаниях не раскрывают эти данные, но отмечают, что цены на корпоративном рынке после двухлетнего падения стабилизировались. По мнению Алексея Мисюренко, дальнейшему их падению препятствует постоянный рост аренды инфраструктуры колодцев, шахт, коллекторов, по которым прокладываются кабели.

Гибкий подход

Как утверждают провайдеры, большую часть (до 80%) своих доходов от корпоративных клиентов они получают именно за счет дополнительных услуг. По словам генерального директора «Гарант-Парк-телеком» Александра Панова, сейчас преимущество получили те провайдеры, которые могу предложить клиенту полный комплект услуг, в том числе доступ в интернет, IP-телефонию, хостинг, защиту от внешних атак, поддержку серверов компании и другое. С ним соглашается руководитель отдела по связям со СМИ «Транстелекома» Карен Асоян: «Крупным пользователям, как всегда, интересны такие услуги, как IP VPN, которая включает в себя корпоративную телефонию, передачу данных, голоса, видеоконференцсвязь и так далее». Но, по мнению Панова, провайдеры с оборотом в $100-200 тыс. могут предложить своим клиентам более оптимальный пакет услуг, его нестандартную комбинацию и настроить оборудование под потребности конкретной компании. Обещание скидок, которыми так часто оперируют крупные провайдеры, он считает нереальным.

«Организация скидки в большой компании, внесение изменений в биллинговую систему обходится дороже, чем потенциальный доход от такого клиента», утверждает Александр Панов. Алексей Мисюренко также уверен, что только небольшие и средние провайдеры могут предложить «гибкий подход к клиенту». Именно этим он объясняет сложившееся равновесие, когда крупные игроки так и не смогли вытеснить с рынка небольшие компании. Но Борис Овчинников менее оптимистичен. Провайдеры «второго эшелона», по его мнению, обслуживают, как правило, такие же небольшие компании или организации, чьи офисы расположены за пределами деловых центров городов.

Впрочем, после насыщения рынка и раздела крупных клиентов средние компании стали интересны и крупным игрокам.

Как рассказали «Бизнесу» в «Транстелекоме», доля малых и средних, в том числе региональных, предприятий в обороте компании постоянно растет.

Эту тенденцию подтверждают и аналитики. По данным iKSConsulting, если в прошлом году на долю средних и малых провайдеров приходилось не более 40% оборота, то к концу 2005 года они будут контролировать более 55% рынка.

Возврат к списку