Пресса о нас
01.02.2007

Тарелки за свой счет. РТКомм потратит на спутниковый Интернет 20 млн долларов

Исполнитель нацпроекта «Образование» РТКомм ищет субподрядчиков для подключения спутникового Интернета в школах. Компания готова отдать 10 млн долл. за инсталляцию тарелок и ресиверов в 4 тыс. школ. Эти расходы заложены в бюджете нацпроекта, как и оплата трафика, а вот покупать оборудование РТКомм будет на свои деньги. По оценке экспертов, компания вложит в оборудование около 20 млн долл. Аналитиков удивляет такой альтруизм: срок окупаемости инвестиций превысит 15 лет.

На доступ в Интернет по спутниковому каналу в бюджете нацпроекта заложено по 80 долл. в месяц на каждую школу. По словам гендиректора группы компаний «Синтерра» Виталия Слизеня, на эти деньги школы получат неограниченный доступ в Сеть со скоростью 128 Кбит/с в обе стороны. По словам директора службы маркетинга компании GlobalTel Светланы Сальниковой, такой тариф был разработан специально для нацпроекта. Он ниже рыночных цен в несколько раз. «Это сущие копейки, утверждает руководитель отдела маркетинга оператора Altegrosky Наталия Васильева. Коммерческий тариф больше этого в полтора-два раза». «Предоставлять услуги по такой цене проблематично, но возможно», не согласен гендиректор спутникового оператора VuzTelecom Сергей Хоружников. По его словам, VuzTelecom работает с РТКомм и именно по этому тарифу обслуживает 230 школ в рамках нацпроекта.

Оплачивая услуги спутниковых операторов практически по себестоимости, «Синтерра» сама инвестирует в проект значительные суммы. По словам представителей Hughes Network, одного из поставщиков спутникового оборудования для РТКомм, оснащение одной школы стоит около 5 тыс. долл. Следовательно, оборудование для 4 тыс. школ обойдется в сумму порядка 20 млн долл. Инвестиции в наземные узлы также весомы: центральный узел стоит около 0,51,5 млн долл.

«Государство предпочло дешевый вариант нацпроекта, включив в него только расходы на инсталляцию оборудования и оплату трафика. Если бы в проект были включены и оборудование, и прокладка каналов связи, то он бы стоил не 3 млрд руб., а все 12 млрд, объяснил Виталий Слизень. Мы вкладываем деньги в оборудование, и оно принадлежит нам. Если после окончания проекта государство откажется продлить с нами контракт, мы заберем тарелки и либо их продадим, либо поставим на больницы». По его словам, окупаемость инвестиций в спутниковое оборудование приближается к семи годам. РТКомм надеется, что окупить капиталовложения поможет возникший спрос на сопутствующие доступу в Интернет услуги: хостинг информационных ресурсов и присоединение местных провайдеров.

Аналитики не нашли объяснения альтруизму РТКомма. «На первый взгляд бизнес-модель непонятна: в случае продажи или переустановки оборудования оно сильно потеряет в цене, а окупить его традиционными способами будет непросто», удивляется директор по развитию «Коминфо Консалтинг» Евгений Соломатин. Он полагает, что поставки оборудования финансируются из какого-то еще источника, например, из фонда универсальной услуги.

«Сейчас РТКомм предоставляет услуги по стоимости, близкой к границе окупаемости. Вернуть инвестиции за счет допуслуг хостинга и присоединения операторов можно только через 1520 лет», также удивляется аналитик фонда «Финам Информационные технологии» Игорь Веретенников. Он приходит к выводу, что, инвестируя в нацпроект, «Синтерра» рассчитывает на лояльность к себе в других гостендерах, которые способны принести прибыль.

Возврат к списку