Пресса о нас
20.03.2003

РТКОММ поставил на регионы. Осталось договориться со «Связьинвестом»

Федеральный интернет-провайдер РТКОММ завершил формирование основы своей региональной сети связи. Теперь ему нужно строить систему продаж своих услуг — и в этом компании не обойтись без межрегиональных компаний «Связьинвеста». В свою очередь, «Связьинвест» поддерживает этот проект, в отличие от его создателя — компании «РТК-Лизинг».

Оператор РТКОММ был создан компанией «РТК-Лизинг» в марте 2001 г. Его целью было развитие интернет-бизнеса «Ростелекома». Акционерами РТКОММ являются «Ростелеком» (31% ), дочерние компании «Связьинвеста» через некоммерческое партнерство «Центр исследования проблем развития телекоммуникаций» (14% ) и «РТК-Лизинг» (49% ).

«Мы сформировали единый организм. У нас разработана долгосрочная стратегия развития, и мы готовы работать в полную силу», — заявил коммерческий директор РТКОММ Александр Горбунов. Компания построила центр управления, 110 магистральных и региональных узлов связи и планирует ввести в эксплуатацию еще 20. Инвестиции в развитие сети РТКОММ в прошлом году составили свыше $2 млн, а на 2003 г. запланировано более $6 млн.

РТКОММ объявила о том, что претендует на роль интернет-провайдера федерального масштаба в конце 2001 г. С помощью «РТК-Лизинг» компания заполучила влиятельных акционеров, например владельца магистральной сети связи «Ростелеком», на инфраструктуре которого фактически РТКОММ и был сформирован.

Однако с этого года РТКОММ, похоже, придется рассчитывать исключительно на собственные силы, поскольку «РТК-Лизинг» больше не планирует участвовать в развитии проекта. Источник, близкий к одному из акционеров, полагает, что в дальнейшем может уменьшиться и доля акций, принадлежащая «РТК-Лизинг», ведь сейчас эта компания отдаляется от проектов, не связанных с лизингом телефонного оборудования.

Бизнес РТКОММ заключается в оптовых продажах емкостей для передачи данных. Сейчас у компании около 1000 оптовых клиентов, небольших региональных интернет-провайдеров. РТКОММ заработал за прошлый год $28 млн и ожидает в этом году рост на 40%. Примерно 90% продаж осуществляется через партнеров, которых сейчас насчитывается около 30.

Партнеры РТКОММ также формируются на базе региональных провайдеров, которые постепенно преобразуются в сервисные службы РТКОММ. Некоторых из них, в крупных городах, РТКОММ покупает, другие работают на договорной основе. Между тем свой основной бизнес РТКОММ планирует вести через межрегиональные компании «Связьинвеста» (объединения, образовавшиеся в результате реформы холдинга). Именно через службы продаж этих компаний РТКОММ надеется получить доступ непосредственно к клиентам.

Сейчас местные интернет-провайдеры и компании «Связьинвеста» являются конкурентами в этом бизнесе, а РТКОММ предлагает им стать партнерами. Это напоминает схему продаж в сотовой связи, когда основные офисы продаж оператора и его дилеры дополняют друг друга.

В «Связьинвесте» подтверждают готовность работать с РТКОММ. «Компания создавалась при непосредственном участии „Связьинвеста“. Она является необходимым звеном в реализации стратегии холдинга по развитию новых услуг, поскольку, обладая магистральной сетью, позволяет объединить мультисервисные сети дочерних структур „Связьинвеста“ и достойно конкурировать с альтернативными операторами», — говорит руководитель департамента по информационному обеспечению «Связьинвеста» Олег Михайлов.

Между тем региональным интернет-бизнесом интересуется не только РТКОММ, но и другие операторы. Среди них «ТрансТелеКом» и «Эквант», имеющие хорошее покрытие в регионах, а также холдинг Golden Telecom. Покрытие у «ТрансТелеКома» несколько отличается от РТКОММ. Его магистральная сеть проходит через 145 городов, в которых нет сетей «Ростелекома» и региональных операторов связи. «Мы внимательно следим за развитием бизнеса РТКОММ, поэтому планы этой компании по расширению присутствия в регионах не являются для нас неожиданностью. Мы считаем РТКОММ сильным игроком на региональном рынке интернет-услуг. В некоторых регионах позиции «ТрансТелеКома» сильнее, в некоторых — исторически слабее РТКОММ, — говорит старший вице-президент по коммерческой политике «ТрансТелеКома» Александр Сандомирский.

Аналитики считают, что у РТКОММ есть все составляющие успеха, однако необходимы инвестиции. «Проект хороший, однако с ним может произойти то же самое, что произошло с мобильной связью — у „Связьинвеста“ были все шансы контролировать этот бизнес, если бы вкладываться в него. А в итоге он ушел в частные компании», — отмечает аналитик «Тройки Диалог» Евгений Голосной. Он полагает, что проекту требуются гораздо большие инвестиции, чем планируется.

«Сейчас необходимо вкладывать много денег в формирование сети сбыта, от которой в основном и будет зависеть успех: быстрый рост клиентской базы», — подчеркнул Голосной. «Желание идти в регионы вполне логично. Сейчас пока еще большинство регионов совсем не охвачены Интернетом, однако его будущее в значительной степени зависит от дальнейшей политики «Связьинвеста», — говорит аналитик инвестиционной компании «НИКойл» Владимир Богданов.

Возврат к списку