Пресса о нас
10.09.2003

Факторы конкурентоспособности сервис-провайдеров

Рынок услуг Интернет в России начал формироваться в начале 90-х годов. Благодаря развитию информационных технологий и потребности в их использовании со стороны корпоративного и частного секторов он динамично развивался. Первыми в России появились компании, предоставляющие услуги доступа в Интернет и услуги хостинга, в дальнейшем начали развиваться и другие направления -- передача голоса через Интернет, электронная реклама, коммерция и т. д. К концу 90-х годов рынок был распределен между множеством мелких и средних провайдеров, каждый из которых обслуживал от нескольких десятков до нескольких тысяч пользователей. Динамика развития и объем рынка, а также макроэкономическая ситуация в стране способствовали началу процесса интеграции и обусловили выход на рынок Интернет-услуг крупных операторов связи.

Яркой особенностью российской телекоммуникационной отрасли сегодня является высокий уровень конкуренции. В последние годы в конкурентной борьбе провайдеров наметились определенные тенденции. Наряду с продолжающимся инвестированием в развитие собственной телекоммуникационной инфраструктуры все большую приоритетность приобретает развитие услуг. Раньше деятельность операторов сводилась в основном к простой продаже полосы пропускания, теперь они становятся все более ориентированными на услуги с добавленной стоимостью, включающие пакетную телефонию, электронную коммерцию, видеоконференции и т. д. В целях поддержания конкурентного преимущества крупные сервис-провайдеры расширяют свои сети общего доступа, способные консолидировать трафик разных типов и поддерживать услуги, связанные с передачей данных, голоса и видео. Телекоммуникационные системы все теснее интегрируются с информационными структурами, расширяется спектр инфокоммуникационных услуг.

Эта тенденция становится все более очевидной ввиду перемен, которые происходят в бизнес-моделях корпоративных заказчиков, которые решают задачи географического расширения зоны своего присутствия за счет развития партнерских и дилерских сетей и образования холдингов. Географическая распределенность подобных структур требует решения вопросов внутрикорпоративных и межкорпоративных связей, связей с партнерами-смежниками, покупателями, агентами и собственными сотрудниками, работающими по разным причинам вне офиса. При этом бизнес-приложения, использующиеся в таких структурах, становятся все более сложными и требовательными к сетевым ресурсам. В результате компании все чаще прибегают к передаче части своих бизнес-процессов сервис-провайдерам (аутсорсингу), чтобы сократить расходы и получить законченное решение, услугу "под ключ", не занимаясь непрофильными разработками. Те провайдеры, которые раньше других воспользуются возможностью удовлетворения таких запросов заказчиков и, как следствие, установляет с ними более тесные партнерские отношения, добьются финансового успеха, так как получат новые источники доходов, лояльных клиентов и повысят прибыльность своего бизнеса.

Современное состояние рынка обусловливает появление новых требований со стороны пользователей. Теперь поставщику услуг Интернет недостаточно просто предоставлять доступ к своей IP-магистрали. Если ранее основными требованиями, предъявляемыми к технологии магистральной сети, были высокая пропускная способность, малое значение задержки и хорошая масштабируемость, то на сегодняшний день пользователи активно запрашивают дополнительные услуги, реализуемые поверх IP-доступа, что обещает принести Интернет-провайдерам новые доходы.

Виртуальные частные сети (ВЧС, или VPN) являются основой для движения в этом направлении. Одним из наиболее перспективных способов передачи данных в ВЧС является использование технологии MPLS (MultiProtocol Label Switching), реализующей коммутацию IP-пакетов на магистральной сети. MPLS позволяет передавать с гигабитовыми скоростями данные, транслируемые не только по протоколу IP, но и по другим протоколам.

Построенная на основе технологии MPLS сеть РТКомм.РУ располагает гибкими механизмами управления качеством предоставляемого сервиса (QoS) и разделения различных видов трафика по классам обслуживания (CoS). Эти механизмы позволяют корпоративным клиентам обеспечить гарантированное качество работы всех необходимых корпоративных приложений и сервисов, вплоть до передачи корпоративного голосового трафика и организации видеоконференций.

Однако наличие только технологического ресурса само по себе не может гарантировать компании места на рынке. Важным фактором в борьбе за пользователя становится маркетинг. С учетом высокой конкуренции на рынке роль маркетинга в телекоммуникациях возросла. Компании решают, какие услуги предлагать, как их правильно позиционировать, как строить отношения с заказчиками и партнерами, где найти новых клиентов и другие маркетинговые задачи. Выиграет та компания, которая верно определит свою рыночную нишу и найдет путь к наибольшему числу своих целевых клиентов. Основными инструментами укрепления рыночных позиций сервис-провайдера, на наш взгляд, являются:

  • Разработка портфеля новых услуг в соответствии с потребностями заказчика и предложение пакетов услуг, наиболее востребованных заказчиками.1
  • Предложение гибких, прозрачных и понятных тарифных планов.2
  • Проводимые совместно с партнерами интеграция услуг и обеспечение их совместимости.3
  • Внедрение SLA-соглашений по услугам.4
  • Развитие системы управления крупными и сложными проектами.5
  • Строгий контроль за обеспечением качества предоставляемых услуг связи на всех стадиях их жизненного цикла
  • Совершенствование качества бизнес-процессов компании (это ключ к обеспечению качества предоставляемых услуг).6

Об авторе

Ананьева Наталья Геннадьевна, начальник отдела Дирекции по маркетингу и продуктам ОАО "РТКомм.РУ"

Возврат к списку