Пресса о нас
22.12.2003

Программа «Электронная Россия» - это живой организм

В любом регионе и на любом уровне власти в качестве предвестников будущего изобилия современных инфокоммуникационных услуг появляются телекоммуникационные компании, создающие соответствующую техническую инфраструктуру связи. Компания РТКОММ - один из активных участников мероприятий ФЦП «Электронная Россия» в части создания инфраструктуры доступа к информационным сетям и ресурсам. О текущем состоянии телекоммуникационного фундамента «Электронной России», о ближайших задачах, трудностях и радующих текущих результатах рассказывает Александр Геннадьевич Горбунов, первый заместитель генерального директора компании РТКОММ.

- Для реального массового внедрения в жизнь страны средств инфокоммуникаций должна быть обеспечена соответствующая техническая инфраструктура. Какими телекоммуникационными ресурсами РТКОММ могут воспользоваться сегодня исполнители проектов в рамках ФЦП «Электронная Россия» и других программ, связанных с информатизацией страны?
Александр Горбунов: Наши главные ресурсы это магистральная сеть федерального масштаба и наши интеллектуальные ресурсы, требуемые для проектирования, создания, запуска телекоммуникационных мощностей. Компания РТКОММ принимает участие в реализации двух проектов для ФГУП «Почта России» КиберПочт@ и КиберПресс@. Цель проектов заключается в создании телекоммуникационной системы, позволяющей расширить спектр предоставляемых «Почтой России» услуг и повысить их качество.

В рамках проекта КиберПресс@ РТКОММ обеспечивает объединение региональных управлений Федеральной Почтовой Службы в общую сеть, на базе которой производится печать электронных версий газет во всех уголках страны. Клиентам это дает возможность получать свежие газеты, в том числе и зарубежные, одновременно с выходом тиража из типографии. Пилотный проект реализуется в семи регионах России Челябинске, Нижнем Новгороде, Перми, Южно-Сахалинске, Самаре, Барнауле и Воронеже. На очереди увеличение числа точек.

Как исполнитель проекта КиберПочт@ компания РТКОММ обеспечивает высокоскоростное подключение к сети интернет пунктов коллективного доступа (ПКД), организованных на базе региональных Управлений Почтовой Связи по всей России. Программа позволяет обеспечить оперативный доступ к Интернет-ресурсам жителей российских регионов, в том числе самых отдаленных территорий и Калининградскую область.

Еще один наш проект в рамках ФЦП «Электронная Россия» - Организация подключений бюджетных организаций к компьютерным сетям (создание узлов подключения)» - имеет целью создание информационной среды, позволяющей осуществлять электронные взаимодействия как внутри государственных структур РФ, так и между ними. В ходе этого проекта РФ РТКОММ создает в 83 субъектах РФ более 300 узлов подключения для подразделений нескольких госструктур, в том числе, ФГУП «Почта России» (федеральные, областные и районные узлы), Госатомнадзор РФ, МВД РФ (паспортно-визовые службы), Генпрокуратура России, региональные администрации и госучреждения Республики Чувашия, лечебно-профилактические учреждения (телемедицина), контрольно-счетные органы субъектов РФ, органы законодательной власти субъектов РФ, ВГТРК.

География деятельности нашей компании охватывает все 89 субъектов Федерации, включая Чечню, где мы работаем в рамках проекта МНС. Во всех без исключения 89 субъектах мы ведем проекты для налоговых инспекций и управления федеральной почтовой связи.

Собственно, в этом заключается смысл программы «Электронная Россия» - сделать базовые инфокоммуникационные услуги доступными повсеместно, во всех уголках страны. При этом реализуется принцип развития инфраструктуры сверху вниз, то есть вначале внедряются решения на уровне областей, затем на уровне районов и т. д. Так что, с этой точки зрения, территория нашей страны не просто велика, а слишком велика! Очень сложно успеть выполнить все задачи, поставленные программой на ближайший период. Одно только согласование действий со всеми межрегиональными компаниям связи (МРК) ОАО «Связьинвест» объективно требует огромного количества времени. Но, естественно, это время не уходит впустую, оно затрачивается на выработку наиболее эффективных механизмов совместного выполнения работ на всей территории страны. Значит, впоследствии дела пойдут гораздо быстрее.

- Вы работаете не только в рамках мероприятий ФЦП «Электронная Россия»?
А. Г.: В рамках обычной бизнес-деятельности мы решаем аналогичные задачи: тем компаниям, которым нужна телекоммуникационная инфраструктура, мы помогаем ее создать. Это наша основная деятельность. Поэтому, видимо, нас и выбирают в программе «Электронная Россия» в качестве телекоммуникационного оператора, обеспечивающего выполнение полномасштабного телекоммуникационного проекта: от проектирования до запуска в эксплуатацию. В дальнейшем мы осуществляем сопровождение созданной технической инфраструктуры, оказание услуг и сопровождение заказчиков.

Программа «Электронная Россия» охватывает только часть задач, которые решают ведомства в рамках разных программ. Мы работаем с ними и по другим программам. Так, в министерстве по налогам и сборам постоянно развивающийся проект идет уже второй год. Идут переговоры о продолжении работ в Пенсионном Фонде РФ. Они ведутся уже на протяжении нескольких лет. Созданы корпоративные инфраструктуры на уровне регионов, настала очередь их объединения в рамках единой системы. Конечно, Пенсионному Фонду такие системы очень нужны: у них будет огромное количество транзакций с гражданами и велика ответственность за результаты этих транзакций.

Аналогичные задачи стоят перед всеми министерствами. В каждом из них решения находятся на разных стадиях реализации. Наибольший опыт, который уже можно использовать, анализировать, тиражировать, накоплен в МНС.

- Какие каналы доступа доводятся до конкретных регионов в процессе создания пунктов коллективного доступа (ПКД) в Интернет?
А. Г.: Телекоммуникационные мощности, которые мы сегодня доводим до регионов, - на уровне STM1 STM4, иногда до STM16, в зависимости от потребностей. Мы постоянно анализируем текущие запросы различных регионов и при необходимости наращиваем мощности в том или ином направлении.

Наша зона ответственности организация магистральной сети и создание собственно пункта доступа, то есть выполнение работ по организации подключения этого ПКД к Интернету. Конкретные сети и каналы доступа к ПКД на местном уровне создаются Межрегиональными компаниями связи и подключаются к нашей магистральной сети. Таким образом, инфраструктура подключения ПКД к Интернету создается совместно нами и МРК: они, в основном, работают с конечным потребителем, а мы обеспечиваем передачу информации в магистрали.

- Говорят, что в процессе проектирования эффективных сетей передачи данных, скажем, между регионами и центром в интересах министерств и ведомств, разработчики сталкиваются с большой проблемой, которая заключается в отсутствии данных об интенсивности будущих информационных потоков.
А. Г.: Такой информации зачастую действительно нет. Но это не самая критичная проблема. Обычно такие данные выявляются на первых этапах проекта в процессе обследования предприятия. Главное есть механизм, который позволяет получить эти данные. Ведь потребности предприятий постоянно растут. Вначале внедряется электронная почта, затем совместная работа с документами, затем видеоконференцсвязь. Министерство по налогам и сборам активно внедряет средства видеоконференцсвязи. Пенсионный фонд приступил к апробации этих технологий. Практически все ведомства проявляют интерес к такому виду связи, так как это действительно удобный способ проведения различных совещаний. Так что опыт эксплуатации таких систем уже есть, механизмы оценки потребностей также уже разработаны, также как и механизмы реакции на изменение этих потребностей. В Министерствах и ведомствах работают хорошие специалисты, вместе с которыми мы анализируем и моделируем будущие информационные потоки.

- Дайте, пожалуйста, Вашу оценку роли и места интернет-технологий в успешном выполнении задач, поставленных в рамках ФЦП «Электронная Россия».
А. Г.: На мой взгляд, сегодня для решения задач информационного взаимодействия между органами гос. власти в масштабе всей страны, альтернативы интернет-технологиям пока нет. Интернеттехнологии это общее название целого класса технологий, которые сегодня отражают доминирующее направление технологического развития. Поэтому именно на базе этих технологий сегодня создаются всевозможные телекоммуникационные услуги.

Специалисты во всем мире уже достаточно давно занимаются вопросами создания сети Интернет 2 поколения (условно Интернет II). На мой взгляд, реализация такого проекта в России принесла бы большую пользу, позволив отделить общедоступный Интернет сегодняшнего образца от другой сети, с помощью которой решают свои задачи министерства, ведомства, коммерческие компании. Спам, хакеры и т. п. это все издержки общедоступного Интернета, которые могут серьезно мешать поддержке серьезного бизнеса или государственному управлению. Когда Интернет II станет реальностью в нашей стране, прогнозировать не берусь, но уверен, что это обязательно произойдет. Пока не ясно, как эта сеть будет создаваться технологически: с помощью физического разделения сетей или разделения на логическом уровне с помощью определенных технологий. Скорее всего, будет реализована некоторая электронная пропускная система: в одну сеть я могу зайти свободно, а для входа в другую понадобится соответствующий пропуск.

Уже сегодня мы применяем некоторые элементы такого подхода. Так, на единой магистральной сети мы можем реализовать публичный (общедоступный) Интернет для провайдеров, которые предоставляют услуги населению или тем компаниям, которым достаточно возможности свободного общения по общедоступному Интернету. Одновременно мы можем обеспечивать защищенные соединения для компаний, которые используют Интернет, скажем, для организации внутреннего документооборота. Для реализации второго подхода используются апробированные технологии виртуальных частных сетей (VPN Virtual Private Network), организуемых поверх одной физической магистрали передачи данных.

Сейчас идет период активного внедрения VPN-технологий, в том числе, и в деятельность гос. учреждений. С одной стороны, их деятельность должна быть открытой для граждан, а с другой стороны, существуют внутренние информационные процессы, для обеспечения которых используются защищенные виртуальные сети VPN.

- В спектре услуг, предоставляемых РТКОММ, - разнообразные современные сервисы. Насколько востребованы они сегодня теми организациями, на которых рассчитаны мероприятия ФЦП «Электронная Россия»?
А. Г.: Конечно, мы предоставляем услуги хостинга. Информационным ресурсам и Web-сайтам заказчиков наших проектов нужно обеспечивать требуемые условия функционирования: от поддержки пропускного режима до бесперебойного электропитания. Появляется спрос на услуги аренды различных ресурсов, например, центров обработки данных или систем хранения данных.

Для более массовой востребованности таких услуг должен быть преодолен психологический барьер нужно, чтобы заказчики решились отдать какой-то сторонней компании свои корпоративные данные, скажем так, на ответственное хранение. В целом, просто должно пройти какое-то количество времени для того, чтобы сформировались общепринятые требования к таким системам, а заказчики убедились, что услуги хранения предоставляются на должном уровне. Тогда сформируется общественная привычка получать новые услуги на условиях аренды.

Это не является абсолютно новым шагом в организации корпоративных бизнес-процессов: организации нанимают на службу пересонал, а ведь потенциально это может быть таким же каналом утечки конфиденциальной информации, как и технические системы. Просто технические средства защиты должны дополняться организационными мерами. Надо все эти требования систематизировать, описать и представить в виде согласованного набора правил и спецификаций.

- При этом могут потребоваться какие-то законодательные акты?
А. Г.: Вполне возможно, есть ведь, скажем, специальный закон «О банковской тайне», регулирующий меры по защите конфиденциальной информации, доверенной банку. Естественно, на проведение таких мероприятий также потребуется какое-то время: даже для принятия технологических новаций требуется время, а здесь речь идет не просо о смене технологий, а об изменении организационной системы.

- Какими IP-услугами смогут воспользоваться посетители ПКД, которые создает Ваша компания?
А. Г.: Мы принимаем участие в работах по формированию спектра услуг, однако на данном этапе этими вопросами гораздо более плотно занимается ФГУП «Почта России». Надо сказать, что на решение данного вопроса существенное влияние оказывает общий уровень готовности населения воспользоваться теми или иными услугами интернета. Какими электронными услугами готовы уже сегодня воспользоваться наши граждане в массовом порядке? Готовы ли они перейти на банковские платежи по интернету? Готовы ли осуществлять коммунальные платежи в электронном виде? Все это вопросы, нуждающиеся в специальных исследованиях, которыми занимаются специализированные организации, в частности, в рамках мероприятий ФЦП «Электронная Россия».

Мы обеспечиваем телекоммуникационную инфраструктуру, а инфраструктуру услуг, включая организационные меры, например, договоренности с банками, магазинами, коммунальными службами и т. п. организациями, вовлеченными в процесс предоставления услуг, создает «Почта России».

Так усилиями различных компаний и организаций и реализуется программа «Электронная Россия: одни создают телекоммуникационную инфраструктуру, другие отвечают за предоставление информационных услуг конечным потребителям и дальнейшее развитие этих услуг. Наша задача обеспечить бесперебойное функционирование центров обработки данных, которые будут поддерживать разнообразные приложения. Мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы объем и спектр предоставляемых услуг постоянно расширялся, и потому в меру собственных сил стараемся способствовать развитию сферы инфокоммуникационных услуг.

- Приходится ли Вашей компании в процессе выполнения региональных проектов разрешать противоречия, возникающие, скажем, между программами федерального и регионального уровней?
А. Г.: Скорее надо говорить не о противоречиях, а о несогласованности действий. Учет и согласование интересов центра и регионов это большая задача, которую приходится решать уже сегодня, поскольку наряду с федеральной программой «Электронная Россия» во все большем числе регионов идет выполнение региональных программ информатизации. Если во второй редакции программы «Электронная Россия» будут учтены возможности максимального согласования действий на начальных этапах выполнения мероприятий, это даст колоссальный эффект.

- Может ли Ваша компания учитывать интересы бизнес-сообщества в регионах и согласовывать свою деятельность в рамках ФЦП «Электронная Россия» с выполнением проектов в интересах бизнеса?
А. Г.: Конечно, именно так мы и поступаем. Более того, иногда при выполнении бюджетных проектов складывается ситуация, когда бюджетных средств не хватает для того, чтобы реализовать какие-то элементы проекта на желаемом уровне. Тогда мы составляем бизнес-прогноз и оцениваем уровень потенциального спроса на коммерческие услуги, которые могут предоставляться на базе создаваемой нами инфраструктуры. В такой ситуации для нас главное не прибыль, а возможность окупить будущую инфраструктуру. Однако в будущих планах развития своего бизнеса мы уже учитываем созданные возможности.

- В каких аспектах деятельности по созданию современной ИКТ-инфраструктуры страны, на Ваш взгляд, необходимы дополнительные усилия государства?
А. Г.: Частично мы уже коснулись этого вопроса, когда говорили о необходимости согласования усилий по реализации проектов информатизации различных уровней. Здесь роль государства первостепенна. Кроме того, нужны определенные усилия со стороны государства, напрямую не относящиеся к законодательной сфере. Например, необходимо, чтобы электронный документооборот стал для учреждений государственной власти стандартом де факто. Для этого на первоначальном этапе нужно просто заставлять чиновников пользоваться этими средствами. Иначе не возможно: бизнес пользуется информационными технологиями потому, что видит в этом экономическую выгоду, а у чиновников такого стимула нет. Им придется выкраивать время для осваивания новых технологий в череде бесконечных дел и заставить их это сделать можно лишь путем определенного давления. Здесь не место «демократии» и общим дискуссиям. Здесь место императива государства внедрять информационные технологии в собственную организацию работ.

- Устанавливает ли государство какие-либо приоритеты, формулируя свои требования к исполнителям инфраструктурных проектов? Например, получают ли дочерние компании ОАО «Связьинвест» более высокий приоритет, чем альтернативные операторы вязи?
А. Г.: Такие приоритеты прямо не устанавливаются и, на мой взгляд, такого положения дел вообще не должно быть. Главная задача государства правильно сформулировать требования и условия.

Позиция государства должна находить отражение в требованиях, формулируемых в рамках конкретных тендеров. Возьмем для примера МРК, работающие на всей огромной территории страны. На этой территории есть плохо телефонизированные и совсем нетелефонизированные участки. В ряде случаев, очевидно, будет разумно выбирать в качестве исполнителя работ МРК, которые заодно с доступом в Интернет будут решать задачи доведения до населенных пунктов элементарной телефонной связи.

Таким образом, в части формулирования конкретных требований к результатам очередного конкурса роль государства первостепенна. В части исполнения делает тот, кто может. Кто из альтернативных операторов, подобно ОАО «Связьинвест», располагает распределенной инфраструктурой связи, которая создавалась в течение длительного времени с привлечением немалых средств? Кто, например, кроме компаний МРК сможет обеспечить основную часть каналов доступа в Интернет в почтовые отделения удаленных городов и поселков?

Альтернативные операторы могут успешно работать на уровне предоставления услуг. В частности, «загрузить» ПКД услугами, то есть придумать их и реализовать, это как раз задача для альтернативного провайдера. Задача ФЦП «Электронная Россия», в частности, в том и заключается, чтобы скоординировать работу всех сил: национальных и региональных операторов, провайдеров услуг, системных интеграторов и поставщиков технологий. Вначале с помощью соответствующей инфраструктуры должны удовлетворяться потребности госструктур, а затем телекоммуникационные мощности должны максимально эффективно использоваться всевозможными провайдерами, обеспечивающими население и бизнес разнообразными услугами. В области разработки услуг конкурирует много компаний - посмотрите, сколько мероприятий ФЦП «Электронная Россия» посвящено этим вопросам.

Да, у нас есть альтернативные инфраструктуры связи в крупных городах, есть и появляются магистральные каналы и сети - дай Бог, чтобы они развивались дальше! Возможно, со временем у нас будет и целостная альтернативная инфраструктура федерального масшаба, но пока до этого далеко слишком велики российские просторы. Но сейчас невозможно решить все задачи создания технической инфраструктуры «Электронной России» в одиночку, нужно объединять усилия.

Вопрос участия в мероприятиях программы нескольких магистральных операторов представляет отдельный интерес. Если каждый из них, участвуя в разных тендерах, отвечает за отдельные кусочки общей инфраструктуры, есть определенный риск, что в единый целый организм эти кусочки не сложатся, как по технологическим, так и организационным параметрам. Получается, что в рамках программы надо отрабатывать и механизмы взаимодействия с собственными конкурентами, поскольку мы дополняем решения друг друга в масштабах всей федеральной инфраструктуры «Электронной России». Если в частных вопросах бизнеса мы конкурируем, то в рамках «Электронной России» этого допускать нельзя!

- Как Вы думаете, этот аспект должен детально прописываться в новой редакции программы?
А. Г.: Вряд ли. Каждое ведомство самостоятельно выбирает свою стратегию. Можно, например, выбрать одного оператора, который будет выполнять функции генерального подрядчика. Он имеет право привлекать для выполнения отдельных работ других операторов, но несет ответственность за все работы, чтобы не возникла ситуации с «семью няньками». Отдельные ведомства могут применять и другие варианты организации работ. Возможно, что на уровне всей программы в целом стоит описать типовые варианты, всесторонне проанализированные и проработанные. Тогда это будет не просто техническое, а организационно-техническое решение, ведь построить инфраструктуру это хоть и непросто, но все-таки полдела, ее нужно еще и эксплуатировать.

Я очень надеюсь, что в новой редакции программы усилятся организационные аспекты реализации программы и осмысление механизмов ее практического функционирования.

- Необходимо подписание своего рода «меморандума о взаимопонимании»?
А. Г.: Подписание меморандума это завершающая стадия процесса достижения взаимопонимания. Пока еще идет этап осознания проблем, обсуждения и понимания возможных путей взаимодействия. Нельзя сказать, что все участники программы во всех регионах хорошо разобрались в этой ситуации. Мне кажется, что целенаправленная работа с данной конкретной проблемой будет в целом способствовать росту взаимопонимания между центром и регионами.

- Приведите, пожалуйста, примеры успешных проектов, выполненных РТКОММ для государственных организаций, опыт которых, по Вашему мнению, следует тиражировать.
А. Г.: В первую очередь это проекты для МНС. В прошлом году мы построили сеть, объединившую все 89 областных управлений налоговой инспекции. В этом году проект продолжается на уровне районных инспекций. В результате, в частности, каждая налоговая инспекция получает свой сайт, на котором размещается много полезной информации для налогоплательщиков. Эта сеть используется и для индивидуальной работы с крупными налогоплательщиками.

В ближайших планах МНС прием во всех налоговых инспекциях страны налоговых деклараций в электронном виде. Реализация этих планов требует времени, в частности, еще не решен ряд вопросов юридического характера. Однако механизм, обеспечивающий эту деятельность с помощью наших технических решений, уже подготовлен и протестирован.

В процессе апробирования систем и наша компания, и представители налоговых служб накопили громадный опыт. К числу серьезных трудностей, с которыми мы столкнулись, следует отнести ведомственный механизм выбора поставщиков и подрядчиков. Сегодня он имеет вид тендеров, проводимых в каждой области, что требует громадных затрат сил и времени, как заказчика, так и исполнителей. А ведь для того чтобы провести тендер так, как того требует закон, достаточно одного конкурса на федеральный округ. Однако специфика бюджета налоговой инспекции такова, что она не позволяет выделить консолидированное финансирование на телекоммуникационные проекты в масштабе федерального округа.

Такой механизм не очень удобен и для нас. Несмотря на наш статус национального оператора, у компании просто нет ресурсов для участия во всех тендерах, причем, каждый год. Наши инфраструктурные проекты обычно требуют для выполнения нескольких лет, поэтому было бы логичнее объявлять сроки выполнения работ, соизмеримые с реальной продолжительность проектов. Я надеюсь, что во второй редакции программы «Электронная Россия» этот аспект мероприятий будет скорректирован.

- Что, по Вашему мнению, можно считать основными элементами типового технического решения, реализуемого в системе МНС?
А. Г.: Центр обработки данных и виртуальные защищенные сети VPN. На уровне конкретной реализации эти технологии должны учитывать множество специфических характеристик телекоммуникационной среды и потребностей ее будущего развития. Например, чем будут реально загружены сети VPN? Если они будут спроектированы для передачи данных, а их попытаются сразу использоваться для видеоконференцсвязи, возникнут проблемы. В этой части у нас тоже есть накопленный опыт проектирования, который можно применить в других проектах.

- Что еще из практического опыта выполнения мероприятий ФЦП «Электронная Россия», на Ваш взгляд, поддается тиражированию?
А. Г.: Возьмем для примера часто упоминаемый регион Чувашию. Основные причины успешного выполнения проектов информатизации республики правильно поставленные задачи, четкое определение путей развития на несколько лет вперед, заинтересованность руководства республики и слаженная команда организаторов. При этом собственно технологиям отводится не краеугольная роль, предполагается, что с течением времени они будут развиваться и изменяться. Вот такой подход к организации программ региональной автоматизации, на мой, взгляд, следует тиражировать. Кстати, такой подход характерен и для проектов, выполняемых в МНС: абсолютно четко поставленные задачи на несколько лет вперед, - которые реализуются в нужные сроки и с нужными результатами.

Кроме того, безусловно, полезен опыт сопряжения нашей инфраструктуры с мультисервисными сетями передачи данных, которые строят в регионах страны межрегиональные компании связи. Это недешевые проекты, на выполнение которых МРК затрачивают много усилий. Важно, чтобы их усилия и наши не дублировали друг друга, а наиболее экономичным способом обеспечивали гладкое сопряжение наших инфраструктур. Этот практический опыт постоянно накапливается в процессе выполнения мероприятий программы.

Постоянный процесс развития вот что важно. Ведь и сама программа существует и представляет ценность именно в процессе движения к информационному обществу, а вовсе не в виде конечной точки движения. Так, в процессе развития информационных систем приходит более глубокое понимание их сути, их предназначения. Как только мы ставим точку и говорим «Все! Система завершена», значит, она больше не способна к развитию и не жизнеспособна.

- Получается, что «Электронная Россия» - это не желаемое состояние общества, а всего лишь некоторый символ светлого недостижимого будущего?
А. Г.: Это путь. Мы постоянно находимся в пути и постоянно достигаем новых километровых отметок. Формулирование программы «Электронная Россия» представляет собой начало этого осознанного пути. Это символ того, что если раньше усилия по информатизации страны предпринимались хаотично и несогласованно, то теперь настало время, когда эту деятельность возглавила и организовала государственная воля. Осознанное движение означает, что в каждый момент времени можно выверить правильность маршрута и внести коррективы.

- Значит, необходимости переработки редакции программы пугаться не стоит?
А. Г.: Конечно, нет. Наоборот, стоило бы задуматься, если бы она не появилась, поскольку это означало бы проявление догматизма. Программа «Электронная Россия» - это живой организм, он постоянно развивается. Как только проявляется необходимость изменения, он должен меняться. Полтора года это значительный срок. Пора вносить коррективы.

Возврат к списку