Пресса о нас
19.01.2004

МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ ТОРМОЗИТ РАЗВИТИЕ ФИКСИРОВАННОЙ Однако альтернативные операторы продолжают бороться "за место под солнцем"

2004 год связисты встречают с оптимизмом: их доходы, судя по всему, будут расти не менее бурно, чем и в 2003 году. Однако если не заняться развитием фиксированной связи, она может и проиграть борьбу с сотовой. Как говорят сами представители телекоммуникационных компаний, предстоящий год будет стабильным, но не менее напряженным, чем 2003, и прежде всего это связано с развитием отдельных направлений (беспроводные технологии, услуги телефонных центров и др.) и расширением сфер влияния. Конкуренция на телекоммуникационном рынке не ослабевает, приходится постоянно бороться "за место под солнцем", активно осваивать рынок частных пользователей, представлять принципиально новые конкурентоспособные продукты.

Министр связи России Леонид Рейман развитием фиксированной связи в 2003-й году вполне доволен. "Отрасль связи завершает год с очень хорошей тенденцией", - отмечает Рейман. В этом году доходы отрасли выросли на 40%, и по прогнозам аналитика Brunswick UBS Владимира Постоловского, в среднесрочной перспективы темпы роста выручки российских операторов фиксированной связи останутся на уровне 25-45%.

Рост 2003 года во многом был обеспечен небывалыми объемами продаж: по России было установлено более 3 миллионов телефонных номеров, что почти в 3 раза больше уровня предыдущих лет. Инвестиции в фиксированную связь в прошлом году росли довольно сильно - на 40% и достигли 84,7 млрд. рублей. Вместе с тем рынок еще полностью не охвачен - перед российскими связистами по-прежнему стоит задача телефонизации сельских и труднодоступных мест, это 50 000 населенных пунктов. Эта работа, по словам Реймана, станет основной в наступившем году. Доходы связистов должен поднять переход на адресную компенсацию льготникам - последние будут оплачивать услуги полностью, а дотацию получать из бюджета.

Однако стационарной связи приходится все больше конкурировать с мобильной. Так, ключевым событием отрасли в прошлом году стал существенный рост абонентов мобильной связи, число которых уже почти приближается к числу "фиксированных" абонентов - 35-36 млн. человек. Поэтому операторы фиксированной связи вынуждены быть более гибкими - например, теперь абоненты смогут выбирать, как им платить за городской телефон - абонентскую плату или повременную. Спросом пользуются также новые сервисы, например, карточная телефония, а также услуги интеллектуальной сети (телефонные центры, "горячие линии").

Проанализировав отрасль, аналитики Brunswick UBS назвали наиболее перспективными компании "Северо-Западный Телеком", "Сибирьтелеком", "ВолгаТелеком" и МГТС. Вместе с тем аналитики отмечают, что темпы роста операторов фиксированной связи в дальнейшем снизятся. Главная причина - замещение стационарной связи мобильной, бурное развитие интернет-телефонии и ожидаемая либерализация рынка услуг фиксированной связи. Существенно поднять капитализацию региональных операторов могла бы продажа государственного пакета "Связьинвеста", однако ситуация вокруг нее до сих пор не прояснилась.

Доли альтернативных операторов связи на рынке столицы, 2003 г.
Источник: «Телеком в России.1992 2003»

По словам первого заместителя генерального директора компании "Комстар" Татьяны Костровой, в 2004 году сохранится и продолжит свое развитие тенденция перехода от национальных телекоммуникационных структур к глобальному информационному обществу. В практическом плане для этого перехода необходимы универсальные технологии и сети. Их разработкой и внедрением и занимаются сейчас крупнейшие компании. Так, например, Международный союз электросвязи в настоящее время заканчивает выработку рекомендаций для сетей будущего поколения - NGN (Next Generation Network). Концепция сети предполагает возможность передачи по единому широкополосному каналу связи голоса, данных и видеоинформации. Как сообщила "НГ" Татьяна Кострова, компания "Комстар" начала создание NGN в январе прошлого года. К началу 2004 года было организовано около 50 точек доступа к сети. Услуги, предоставляемые "Комстар" на базе сети NGN, оказались востребованы рынком, прежде всего сегментом крупного бизнеса, компаниями, имеющими филиалы и представительства в Москве и в регионах.

Доходы от предоставления услуг связи крупнейших альтернативных операторов фиксированной связи и интернет за 9 месяцев 2003 года, долл. США

компанияI кварталII кварталIII кварталза 9 мес. 2003 г.9 мес. 2003 г. в % к 9 мес. 2002 г., %
1Голден Телеком68 36145 71569 449183 52592,99
2МТУ-Информ24 94424 15224 07973 174110,25
3Комбеллга20 20820 09222 21462 514123,99
4Эквант21 01121 04020 31762 36797,08
5Транстелеком15 27616 89220 89853 066268,57
6Комстар15 54115 85315 68447 077100,60
7Петерстар14 37415 41316 41746 204112,57
8МТУ-ИНТЕЛ10 30811 43910 96832 715161,63
9Центральный телеграф10 596844210 08329 121123,95
10РТКомм.РУ83358784896726 086134,61
11ТЕЛМОС7394758210 36525 34294,39
12Коминком65706714731420 598 

Возврат к списку