Пресса о нас
15.01.2004

Операторы IP-телефонии уходят на корпоративный рынок

По мнению специалистов в области телекоммуникаций, рынок IP-телефонии один из самых бурноразвивающихся в отрасли. При этом сами игроки рынка считают, что на сегодняшний день наибольшую прибыль сулит уход в область предоставления услуг корпоративной IP-телефонии.

Рынок IP-телефонии считается одним из самых перспективных в России. К переходу на новый вид связи российских операторов подталкивают западные коллеги. Deutche Telecom, France Telecom, British Telecom стремительно переводят свои основные сети на VoIP. Такой ход позволяет, сохранив прежние тарифы на телефонию, существенно сократить расходы. Другое дело межоператорский рынок. Здесь цены стремительно падают. Разница затрат на звонки по некоторым направлениям с использованием традиционной и IP-телефонии может быть в 3-4 раза. И операторы связи, работающие с аналоговой телефонией, не выдерживают конкуренции.

Российские магистральные провайдеры также постепенно переходят на IP-телефонию. Так, весной прошлого года «Ростелеком» объявил о заключении соглашения с компанией ITXC о взаимном обмене международным входящим и исходящим трафиком через глобальную IP-телефонную сеть ITXC.net.

По оценке компании ОСС, сегодня ежемесячный объем исходящего из России международного IP-телефонного трафика составляет около 40-60 млн мин. (15-30 млн мин. в 2002 году), входящего - от 70 до 85 млн мин. (35-45 млн мин.). Ежемесячные объемы внутрироссийского VoIP-трафика составляет от 190 до 270 млн мин (80-150 млн мин в 2002 году).

Существуют и сдерживающие факторы развития отечественной IP-телефонии, главный из которых низкое качество. Основная причина в том, что в России 80% IP-трафика «ходит» через так называемый public internet, со свойственными ему потерей пакетов и задержками. И только 20% IP-трафика идет через выделенные каналы и MPLS/VPN. На Западе public internet также используется для пропуска мультимедийного трафика. Но качество каналов там гораздо выше, а их загруженность - ниже.

Еще одна проблема тарификация при использовании аналоговых шлюзов в стыковке с городской телефонной сетью. Кроме того, на сегодняшний день только апстримы, имеющие собственные сети, такие, как «РТКомм.ру», «Транстелеком», «Голден Телеком», TeliaSonera и «Эквант», могут позволить себе собственную IP-телефонию внутри России. Остальные игроки рынка покупают VoIP-трафик оптом по межоператорским тарифам для последующей перепродажи корпоративным клиентам или частным лицам через карточную систему.

Правда, как сообщил «Веб-информу» Виктор Каледин, генеральный директор «Зебра Телеком», сейчас из сетей независимых операторов IP-телефонии, число которых в России измеряется сотнями, складывается отдельная сеть передачи голосовых данных. «Ростелеком» здесь, как правило, выступает как межрегиональный транспортный оператор для соединения с выделенными или MPLS- каналами этих операторов.

По мнению специалистов, на сегодняшний день рынок IP-телефонии существует ровным счетом в трех ипостасях.

Наиболее высокомаржевым является рынок карточной IP-телефонии. При объеме трафика 31% на него приходится 55% доходов на рынке IP-телефонии. При себестоимости звонка в Европу порядка 4 центов за минуту розничная цена составляет порядка 15 центов. Разумеется, присутствуют затраты на оплату распространителей и изготовление карт. Но маржа остается довольно высокой. Рынок карточной IP-телефонии высококонкурентен, имеет низкое customer loyality и требует больших затрат на рекламу.


Рис.1
*Иллюстрации позаимствованы из презентации доклада Ильи Федорушкина «Роль магистрального оператора национального масштаба на рынке VoIP», прочитанного на восьмой конференции по IP-телефонии.

В этом направлении активно работают компании «Зебра Телеком», «Матрикс Телеком», ОСС. Объем трафика последней составляет на сегодняшний день 20 млн минут в месяц.


Рис.2

Наиболее перспективен рынок корпоративной IP-телефонии. Конкуренция на нем не так высока, а маржа выше, чем в «карточном» сегменте. 16% трафика обеспечивают 23% дохода этому рынку. Так, например, директор по рекламе и PR «Элвис-Телеком» Григорий Кочергин сообщил «Веб-информу» о том, что, хотя на сегодняшний день в бизнесе компании межоператорский и карточный сегменты бизнеса преобладают над долей бизнеса корпоративной телефонии, «Элвис-Телеком» намерен в ближайшее время сократить этот разрыв.

Прямо противоположная ситуация на межоператорском рынке. Маржа на одной минуте связи при цене от 5 до 15 центов составляет максимум 1 цент и не превышает 10-15%. При этом расходы на обеспечение транзита трафика очень велики. Единственный способ заработать на этом рынке - собрать большие объемы. Но, поскольку благодаря высокому движению денежных средств ведущие игроки межоператорского рынка имеют довольно высокую прибыль, сейчас он собирает 53% объема трафика и приносит всего 23% дохода от общего дохода на рынке IP-телефонии.

По мнению Ильи Федорушкина, руководителя направления VoIP компании «РТКомм.ру», есть еще один дополнительный сегмент, который сейчас в России не очень развит, но будет достаточно активно расти в ближайшие лет пять. Это IP-телефония в домашних сетях, работающих на выделенных сетях. Совмещение двух услуг может оказаться новым исключительно прибыльным направлением.

Василий Забродоцкий, коммерческий директор компании ОСС

Рынок находится в развитии, и куда он пойдет, можно только предполагать.

На региональном рынке перспектив больше, особенно для начинающих операторов. В регионах главный вопрос договориться с местным оператором о том, чтобы получить привязку к телефонной сети общего пользования. Сейчас мы стремимся больше уйти в регионы и, в частности, сделать продукты для начинающих операторов, чтобы им легче было выходить на рынок. Идея простая вместе с несколькими компаниями предоставить единую услугу, включая каналы связи, все технические решения, включая биллинг.

Кроме того, мы интегрируемся с компанией «Комет» и надеемся, что это позволит нам не только подключать региональных партнеров, но и строить свои сети именно на региональном уровне, который давал последнее время наибольшую отдачу. Региональный рынок не требует столько затрат на рекламу, как Москва. Он более прозрачен.

Виктор Каледин, генеральный директор «Зебра Телеком»

Сейчас уже можно говорить о достаточном насыщении рынка карточной IP-телефонии, хотя, учитывая темпы развития IP-телефонии в России и наличие стабильного спроса на качественную и доступную дальнюю связь, потенциал роста сохранится еще лет пять.

Корпоративная телефония, безусловно, является перспективным направлением. «Зебра Телеком» оказывает корпоративным клиентам ряд услуг IP-телефонии для бизнес-центров, малого и среднего бизнеса, крупных предприятий: «Корпоративный PIN-код», «Разделение трафика», «IP-телефон», «Построение виртуальной частной сети предприятия». Последняя услуга позволяет объединять территориально-распределенные офисы компании в единую защищенную глобальную сеть, предназначенную для передачи данных и трафика IP-телефонии. С увеличением масштаба использования информационных технологий предприятиями доля корпоративной телефонии будет расти, и за ней будущее. Пока же главным направлением для нас по-прежнему является предоставление телекоммуникационных услуг по предоплаченным картам. Доля «Зебры Телеком» на этом рынке в Москве, по независимым оценкам, составляет около 25%.

Илья Федорушкин, руководитель направления VoIP компании «РТКомм.ру»

На сегодняшний день рынок IP-телефонии входит по крайней мере в тройку самых быстрорастущих телекоммуникационных рынков, считая домашние сети. Учитывая его объем, он сейчас, наверное, наиболее интересен с точки зрения инвестиций. Почему? Потому что сейчас скорость роста доходов рынка Voice IP значительно превышает аналогичный показатель других быстро развивающихся сегментов телекоммуникационного рынка. Сейчас быстрее всего будет расти, безусловно, корпоративный сегмент. Буквально год-полтора назад корпоративный пользователь понял, что IP-телефония может быть качественной и при этом значительно выгоднее, дешевле и многофункциональнее.

Виктор Истратов, генеральный директор IP-TEL

На сегодняшний день две трети нашего бизнеса составляет корпоративный сектор и одну треть карточный. На мой взгляд, корпоративная IP-телефония перспективнее. Между корпоративным клиентом и нами нет посредника, которому необходимо отдавать часть прибыли. С корпоративными клиентами устанавливаются более прочные отношения. «Карточный» же клиент может легко менять провайдера/оператора.

Возврат к списку