Пресса о нас
01.06.2004

Самый динамичный. Рынок передачи данных растет быстрее сотовой связи

Российский рынок интернет-услуг и IP-телефонии в 2003 г. рос быстрее рынка сотовой связи. По оценкам аналитиков, в 2003 г. его объем увеличился на 70%, а доходы от него уже в этом году перевалят за $1 млрд.

По оценкам iKS-Consulting, в 2003 г. доходы от услуг передачи данных, включая IP-телефонию и доступ к информационным ресурсам, составили $820 млн, увеличившись на 70% по сравнению с 2002 г. Это более 6% от суммарных доходов отрасли связи. Для сравнения: рост доходов в сотовой связи около 56%, а ее доля в доходах отрасли 38%.

Как поясняет аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева, такой рывок стал возможен в первую очередь благодаря росту доходов от предоставления услуг передачи данных около 100% и телематических услуг около 190%. При этом наибольшую долю в доходах занимает доступ к информационным ресурсам 30%, передача данных 30% и IP-телефония 15%.

Участники рынка и аналитики соглашаются с оценкой iKS-Consulting. Приведенные цифры вполне реальны, и общие тенденции отражены правильно, говорит президент Golden Telecom Александр Виноградов. По мнению аналитиков J'son & Partners, эти оценки могут быть несколько занижены. Данный сегмент наиболее серый, поэтому многие крупные региональные провайдеры, не говоря уже о домовых сетях, отчитываются заниженными данными, предостерегает аналитик J'son & Partners Борис Овчинников.

По оценкам экспертов, рынок передачи данных будет расти не менее чем на 50% в год. Так, аналитики Атона и НИКойла считают, что в этом году доходы от этого вида услуг перевалят за $1 млрд. В iKS-Consulting прогнозируют, что его объем к концу 2005 г. составит $2 млрд, а его доля в общих доходах отрасли связи вырастет до 10%.

Впрочем, в профильном министерстве воспринимают этот рост как должное. Для Минсвязи передача данных и IP-телефония это два из 29 видов лицензируемых услуг. Рынок передачи данных должен развиваться по тем же законам регулирования, как и другие, отметил первый замминистра связи Борис Антонюк.

Наблюдатели отмечают укрепление позиций Связьинвеста на рынке передачи данных. Несмотря на то что наибольший вклад в развитие сегмента отрасли внесли альтернативные операторы, их доля, по данным iKS-Consulting, сократилась с 84% до 78%. По объему услуг на первом месте оказалась дочка Связьинвеста Сибирьтелеком, заработавший $30 млн, вслед за ним ЦентрТелеком ($26 млн). Тарифы на услуги передачи данных не регулируются государством, что позволяет компаниям Связьинвеста улучшать общие операционные показатели, считает аналитик Атона Елена Роговина.

Аналитики ожидают увеличения доли традиционных операторов в этом секторе и развития региональных рынков. По оценке iKS-Consulting, пока 54% рынка обеспечивается за счет Москвы, на долю Санкт-Петербурга приходится 5,5%, а доли остальных регионов еще меньше. В Связьинвесте соглашаются, что региональный рынок далек от насыщения, и обещают, что компании холдинга будут стараться сохранить ведущие позиции. Увеличение объемов предоставления так называемых новых услуг одна из важнейших задач холдинга, говорит замначальника департамента по информационному обеспечению Связьинвеста Юлиана Соколенко.

Мы ожидаем ускоренный рост в регионах. И выиграют от этого роста не крупные альтернативные операторы, а компании Связьинвеста и тысячи маленьких домовых сетей, говорит Борис Овчинников из J'son & Partners. Он объясняет это тем, что дочки Связьинвеста, как правило, контролируют существенную часть инфраструктуры, на которой работают альтернативные операторы. Овчинников также отмечает, что хорошие перспективы есть у РТКомм.РУ, так как он работает на инфраструктуре Ростелекома и фактически контролируется Связьинвестом. В РТКомм.РУ подтвердили свой интерес к регионам.

В то же время альтернативные операторы также не собираются ограничиваться московским рынком. Рынок продолжит активно развиваться, ожидается повышение спроса на интернет-услуги как в столицах, так и в крупных региональных центрах, говорит Виноградов из Golden Telecom. В планы нашей компании входит активное участие в формировании рынка, расширение географии предоставления услуг.

Возврат к списку