Пресса о нас
19.07.2004

Полгода роста. Интернет будет набирать популярность в России быстрее, обещает Мининформсвязи.

На минувшей неделе министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман рассказал президенту страны, как развивалась вверенная ему отрасль в первом полугодии и чего ожидать от второй половины года. В частности, министр сообщил о приобщении все большего числа россиян к Интернету. Сами участники рынка подтверждают расширение рядов своих клиентов. По их мнению, эта тенденция продолжится по мере появления в Рунете по-настоящему популярных ресурсов - и, конечно же, снижения тарифов. Сегодня Интернетом пользуется каждый десятый житель России, заявил Леонид Рейман. Таков итог десяти лет существования российского сегмента Всемирной cети. Но в ближайшем будущем число пользователей Рунета будет расти гораздо быстрее, чем до сих пор. Вряд ли, конечно, их количество скоро сравняется с количеством абонентов сотовой связи (за первое полугодие, по данным министра, в России появилось 13 млн новых сотовых абонентов), но критический рубеж уже позади: отныне рынок доступа в Сеть будет расширяться все быстрее.

"Можно говорить об эффекте "кругов на воде", - считает заместитель гендиректора компании "Рамблер" Иван Засурский. - Сетью пользуются уже и дома, и на работе, и в вузах, и в интернет-кафе, и даже в школах. Причем если взрослые люди втягиваются в этот процесс медленно, то дети бегут в Интернет со страшной силой: ведь там сверстники, игры и ключи ко всему в мире". А заместитель гендиректора "МТУ-Интел" Николай Захаров связывает рост интереса рядовых пользователей к Интернету с улучшением общеэкономической ситуации в стране: когда жизнь налаживается, востребованными оказываются прежде всего передовые информационные технологии.

Оценивая количество интернет-пользователей, Министерство информационных технологий и связи и сторонние эксперты зачастую указывают разные цифры, ссылаясь при этом на разницу в методиках оценки и не всегда безупречный подход некоторых провайдеров к составлению отчетности. Зато они сходятся в оценке темпов роста российской интернет-аудитории - около 30% в год. По оценкам исследовательской фирмы J`son & Partners, в июне недельная интернет-аудитория России (люди, посещающие Сеть не реже раза в неделю) насчитывала 5,9 млн человек - на 1,4 млн больше, чем годом ранее.

Хотя бы раз в неделю Интернетом пользуется 5% взрослого населения России, а хотя бы раз в месяц -10%. К концу 2004 г., считают в J`son & Partners, уровень проникновения Интернета в России составит 6,5% в пересчете на недельную аудиторию, или 12,5% - если вести речь об аудитории месячной.

Тем временем интернет-трафик растет еще быстрее. В 2003 г. темпы его роста составили, по данным Минсвязи, 180% против 40%, обозначивших темпы расширения рядов пользователей. Аналогичные тенденции наблюдаются и в первой половине этого года. "Интернет сейчас растет не столько количественно, сколько качественно, - свидетельствует Николай Захаров из "МТУ-Интел". - Раньше Интернет использовался в основном для поиска информации и отправки электронной почты, теперь же пользователям предлагаются разнообразные и разноплановые сервисы - от развлечения до обучения. Качественно улучшились и способы получения информации пользователем. Именно этим можно объяснить непропорциональное увеличение трафика и числа пользователей".

"Перераспределение на рынке доступа уже привело к появлению людей, имеющих хорошую связь с Интернетом, - добавляет Иван Засурский из "Рамблера". - Это "интернет-элита", люди, которые не считают трафик (или платят фиксированную сумму) и могут смотреть анимацию или даже фильмы он-лайн. Они потребляют все больше и больше информации, пользуются Интернетом все активнее - и таких людей становится все больше".

До недавних пор считалось, что трафик растет главным образом благодаря крупным корпоративным клиентам, чьи информационные потребности возрастают по мере расширения бизнеса. Однако чем дальше, тем больше интересного и полезного находят для себя в Сети и квартирные пользователи. "И работать, и отдыхать в Сети становится все проще и эффективнее, - считает PR-директор телекоммуникационной компании "Караван" Екатерина Чижова. - В России становятся популярными онлайн-игры. Постепенно переходят в Интернет платежи за различные услуги и другие денежные транзакции. Интернет-торговля тоже работает значительно активнее, нежели некоторое время назад".

Интернет-магазин "Озон", к примеру, объявил недавно об увеличении своего оборота в первом полугодии на 219% по сравнению с тем же периодом 2003 г. до $5,7 млн. Общая база зарегистрированных покупателей "Озона" составила к июлю 750 000 человек, при этом ежемесячно здесь фиксируют 20 000 новых регистраций. "Дважды в течение полугода ежемесячный оборот интернет-магазина превышал $1 млн - это весьма серьезный рубеж, который нам удалось преодолеть", - говорит Владимир Долгов, гендиректор управляющей интернет-магазином компании "Интернет Решения". На протяжении мая-июня и первой половины июля (сезон отпусков, когда активность пользователей традиционно снижается) на сайт "Озона" ежедневно наносили визиты по 70 000 посетителей, оставлявшие по 1400-1500 заказов в день.

Другая интернет-"приманка", все более популярная среди юной части россиян, - компьютерные игры. На днях в Москве завершился отборочный тур четвертого ежегодного турнира World Cyber Games, финал которого пройдет осенью в Сан-Франциско. Лучшие отбирались по восьми "дисциплинам" - Starcraft: Broodwar, Warcraft III: The Frozen Throne, Counter-Strike: Condition Zero, Unreal Tournament 2004, FIFA 2004, Need for Speed: Underground, Halo и Project Gotham Racing 2. Результаты вполне достойные: в этом году в Сан-Франциско отправятся 14 россиян - на одного человека больше, чем в прошлом году.

"МР3, видео, книги, радио, веб-камеры, игровые серверы - все эти сервисы пользуются большой популярностью и дают серьезный трафик в сетях операторов", - отмечает Екатерина Чижова из "Каравана".

Востребованность Интернета в серьезных корпорациях тоже растет. "Интернет-технологии все глубже проникают в реальные бизнес-процессы компаний, - говорит Наталья Ананьева, советник гендиректора компании "РТКомм.РУ" (одного из крупнейших российских интернет-провайдеров). - О том, что за последние годы Интернет стал серьезным средством коммуникаций, говорит хотя бы тот факт, что через Интернет объявляются государственные тендеры. Именно развитие Интернета как технологической и информационной среды и средства ведения бизнеса стало главной тенденцией последних лет".

Однако в J`son & Partners убеждены: основной прирост трафика в ближайшее время обеспечат все же домашние, а не корпоративные пользователи. Ныне их доля в потреблении услуг передачи данных и доступа в Интернет не превышает 27%, но цены на высокоскоростной широкополосный доступ неуклонно снижаются - и квартирные пользователи уже начинают качать больше. Пример тому - семейство тарифных планов "Стрим", выведенное компанией "МТУ-Интел" на столичный рынок в начале года в рамках проекта "Точка.ру" и ознаменовавшее радикальное (в среднем - в шесть раз!) удешевление доступа. В начале июля "МТУ-Интел" пошла еще дальше и ввела безлимитный тариф. За $60 в месяц клиент компании может вообще не выходить из Сети.

Вполне естественно, что доходы интернет-провайдеров на этом фоне растут все медленнее. В этом году, считают в J`son & Partners, их совокупные доходы от доступа в Сеть и передачи данных увеличатся на 25% против прошлогодних 38%. Очевидный выход для компаний - расширять поле деятельности и привлекать новых пользователей, вплоть до субсидирования покупки потенциальными клиентами компьютеров (именно этим собирается заняться, например, "Голден Телеком", предоставляющая доступ в Интернет под торговой маркой "РОЛ").

Между тем расширение бизнеса - задача не такая простая. Традиционная российская проблема - слабое развитие инфраструктуры доступа - только начинает решаться. На прошлой неделе Леонид Рейман заверил президента: в этом году для Минсвязи как одного из госзаказчиков федеральной целевой программы "Электронная Россия" приоритет - создание пунктов коллективного доступа в Интернет в удаленных населенных пунктах (сейчас их уже более 3000) и подключение к Сети российских школ. Большая часть из средств, выделенных в этом году государством на реализацию всей программы, будет потрачена именно на эти цели.

Интернет-компании, заинтересованные в привлечении новых клиентов, подобные шаги только приветствуют. "Необходимо сделать акцент на реализации программ по компьютеризации школ, - говорит Иван Засурский из "Рамблера". - Без этого темпы роста интернет-аудитории сохранятся на прежнем уровне или даже немного снизятся. Рост рынка сохранится - но не количественный, а качественный".

По мнению Натальи Ананьевой из "РТКомм.РУ", темпы проникновения интернет-технологий в жизнь российского общества напрямую зависят от позиции государственных органов, регулирующих отрасль. Именно они обеспечивают условия для информатизации общества на всех уровнях - от самих органов федеральной и региональной власти до простых граждан.

Возврат к списку