Пресса о нас
30.08.2004

Как обустроить «Электронный округ»

Коллизии бизнес-интеграции телекоммуникационных ресурсов и IP-сервисов государственных и коммерческих структур обсуждались в Самаре, на всероссийской научно-практической конференции «Интернет и Электронный округ. 2004», организованной компанией «Самара-Интернет» совместно с правительством Самарской области, ОАО «ВолгаТелеком», ОАО «РТКомм.РУ» и ЗАО «Компания ТрансТелеКом» при поддержке Министерства информационных технологий и связи РФ, Минэкономразвития РФ и Представительства Президента РФ в Приволжском округе (ПФО). Участвующие в работе конференции представители администраций ПФО отмечали,что практически во всех регионах реалзуются целевые программы информатизации органов управления, широко используются Интернет-технологии, создаются пункты коллективного доступа.

Электронный округ Поволжья

По данным информационно-аналитического центра «Самара-Интернет», общий объем трафика в ПФО составляет 50 Тбайт в месяц: 21% приходится на Самарскую область, 16% на Нижегородскую и 14% на Татарию; число пользователей Интернета в округе - около 2 млн (из 14 млн по России, по данным Мининформсвязи). В регионе работают 4 магистральных оператора (РТКОММ, «Транстелеком», Equant и Golden Telecom) и около сотни ISP-компаний (в среднем один ISP на 300 тыс. населения). По мнению гендиректора «Самары-Интернет» А. Санникова, приход в минувшем году новых магистральных операторов был отмечен периодом нестабильности и сопровождался демпинговой политикой, а из-за скачков цен рынок лихорадило. «Сегодня цены снижать уже некуда, они почти на уровне себестоимости канала. С другой стороны, «Транстелеком» и РТКОММ начали выходить на рынок розничных продаж, хотя до этого позиционировали себя как магистральных операторов, - рассказывает А. Санников. - Сейчас нет взрывного роста числа интернет-пользователей. Развитие перешло в качественную плоскость. Интернет уже не просто средство доступа к информации, а технологическая основа для информационных систем заказчиков».

Национальная мультисервисная сеть

О важности построения национальной мультисервисной сети (МСС) России, объединяющей МСС различных операторов, включая МРК «Связьинвеста», говорил А. Л. Краус, директор по региональной политике ОАО «РТКомм.РУ», оператора MPLS-сети на базе первичной магистральной сети «Ростелекома». Национальная МСС должна иметь двухуровневую структуру: региональный уровень в пределах субъектов федерации и магистральный межрегиональный уровень. Задача региональных МСС - объединить существующие сети передачи данных и сети доступа в каждом субъекте федерации, и ключевую роль в этом будут играть МРК и их региональные филиалы. РТКОММ, как магистральный оператор, обеспечивает организацию шлюзов с региональными МСС в каждом субъекте федерации и информационный обмен как между региональными МСС в пределах одного федерального округа, образуя единую МСС округа, так и между МСС различных округов.

Идея национальной МСС вызревала давно. Еще в 2001 г. под эгидой Минсвязи были выпущены основные положения и принципы построения мультисервисных сетей. «За последние годы произошли существенные изменения, и не случайно основу этих сетей составляют сети МРК, которые заметно продвинулись в плане цифровизации и построения региональных сетей передачи данных на современном оборудовании», - отметил А. Краус. Если раньше клиентам требовались традиционные услуги связи, то сейчас им нужны комбинированные сервисы: «Пришло понимание того, что торговать надо не ресурсами, а услугами. МРК начали активно развивать процесс построения региональных МСС и современных сетей доступа, они есть в большинстве центров субъектов федерации, осталось только их объединить. Для этого необходимо выработать и реализовать единые правила присоединения, эксплуатационного взаимодействия и взаиморасчетов».

Для государства побудительным мотивом создания национальной МСС служит рост обмена данными в целом, в том числе в интересах системы управления на государственном уровне. Корпоративный рынок успешно использует современные IT-технологии и внедряет системы класса ERP/CRM, требующие соответствующих сетевых решений. Госструктуры тоже активно занимаются созданием автоматизированных систем управления и информационного взаимодействия. «Только в масштабах ФЦП Электронная Россия количество требуемых подключений к МСС измеряется тысячами. Уже сейчас приходится обслуживать сотни объектов по всей стране, и без мощной сети с гарантированным качеством и хорошей доступностью с таким объемом подключений справиться крайне сложно. Поэтому создание национальной МСС необходимо», - делает вывод А. Краус.

Альтернативный взгляд

Однако не все столь же оптимистично представляют себе картину построения национальной МСС. По мнению альтернативных интернет-операторов, магистральные операторы опережают события, называя себя мультисервисными. «Пока мультисервисность - это чистой воды декларация, - утверждает гендиректор питерской RedNet Т.В. Алмазова. - Когда есть только голос поверх IP и IP - это не мультисервисность».

Непростые взаимоотношения МРК с альтернативными операторами отметил и А.Л. Краус: «Сейчас ситуация в регионах такова, что МРК готовы почти полностью обеспечить потребности регионов в услугах, а альтернативные операторы борются за свою долю регионального рынка. В результате они вступают в прямую конкуренцию. Решение проблемы, возможно, в том, чтобы альтернативные операторы подключались к сетям МРК, что и происходит по многим видам услуг связи в регионах. МРК могут выступать в роли внутрирегиональных магистральных операторов, гарантирующих качество, доступность и стабильность ценовой политики. В этом случае альтернативные операторы смогут продвигать на региональный рынок широкий спектр дополнительных услуг, востребованных их клиентами».

Сами альтернативные операторы идею такого взаимодействия с МРК расценивают как подавление их бизнеса. «Бизнес МРК и альтернативных операторов очень разный. И это касается не только его масштабов. Мы работаем в ином потребительском сегменте. Средние и небольшие компании, частные пользователи вот наши основные клиенты, их запросы меняются быстро. Нам приходится быть очень мобильными, чтобы вовремя на это реагировать, - убеждена Т. Алмазова. А взаимодействие с компаниями регионального уровня, не говоря уже о МРК, требует многоступенчатых бюрократических согласований. На любое изменение конфигурации услуги, условий договора уходят месяцы.» Альтернативные операторы лишены возможности оказывать ценовое давление на клиентов, они постоянно ищут возможность снизить цены. «Когда я снижаю цены и улучшаю сервис, то расширяю клиентскую базу, т.е. увеличиваю потребление своих услуг. А стратегия МРК убрать конкуренцию, оставить высокие цены и за счет этого развиваться. Такая позиция тормозит развитие рынка, - считает гендиректор «Городской сети» (Уфа) И. Бахтияров. Чтобы обойти эти препятствия, надо строить свою инфраструктуру. Мы проложили по городу оптоволоконную сеть, избежав тем самым зависимости от МРК».

В Питере операторы тоже, стремясь добиться экономической независимости, строят собственные транспортные сети. Удобное для передачи европейского трафика географическое положение Северной столицы определяет высокую конкуренцию магистральных операторов и, как следствие, беспрецедентно низкие цены на магистральный трафик. Порог вхождения на рынок магистрального трафика в С.-Петербурге, по данным местных операторов, начинается не со 100 Гбайт в месяц, а с одного, причем его стоимость составит $5--7 (по стране такое возможно при покупке гораздо больших объемов трафика).

Общее мнение таково, что с усилением конкурентной борьбы магистральным операторам и МРК придется пересматривать свои взаимоотношения с альтернативными операторами.

Результаты работы конференции нашли отражение, в частности, в следующих заявлениях: «Для реализации Региональной программы «Электронный округ» необходимо объединить усилия коммерческих и госструктур, работающих в сфере телекоммуникаций. Рекомендовать операторам связи и органам госвласти для реализации программы «Электронный округ» проработать вопросы связности сетей и подготовить соответствующие правила». В России существует множество различных проектов и программ, инициированных операторами, федеральными ведомствами, органами власти на местах. «Эти проекты, как правило, никак не координируются, - пояснил А. Санников. - Когда Минобразования внедряет проект в телекоммуникационной отрасли, а Минсвязи - образовательный проект, то это просто не свойственно направлению их деятельности. Для преодоления этого органы власти и министерства должны устанавливать единые правила и стандарты взаимодействия, по которым будут работать все остальные игроки рынка».

Участники конференции считают, что связность внутрирегиональных сетей это залог того, что российский трафик останется в пределах отечества, а не будет ходить транзитом через Европу.

Возврат к списку