Пресса о нас
14.10.2004

Рынок Wi-Fi в России: мало, но быстро

Российский рынок Wi-Fi пока очень мал – его игроков можно пересчитать по пальцам. Однако темпы роста услуг по беспроводному доступу в Интернет позволяют относиться к будущему Wi-Fi в России вполне оптимистично. Как сейчас обстоят дела в этом бизнес-сегменте, можно узнать из последнего исследования компания Json&Partners, впервые сделанного на коммерческой основе.

По мнению сотрудников Json&Partners, на сегодняшний день основной мотив региональных инициаторов открытия хот-спотов – провайдеров, владельцев ресторанов и отелей, – занять рынок сейчас с расчетом на выручку в будущем. Говорить же пока о значительных доходах от Wi-Fi нельзя.

Первые зоны беспроводного роуминга по этой технологии в регионах были организованы в Самаре, а затем начали открываться и в других городах-миллионниках. Выявить более точные тенденции пока невозможно: появление Wi-Fi в населенном пункте зависит исключительно от инициативы провайдеров и от платежеспособного спроса жителей.

По данным последнего бюллетеня Json&Partners, предметом исследования которого стали публичные коммерческие точки доступа, рост российского рынка Wi-Fi в третьем квартале этого года составил 80%. Json&Partners прогнозирует ускорение темпов роста в последнем квартале этого года. Напомним, что по данным на первый квартал нынешнего года количество российских Wi-Fi-пользователей составляло менее полутора тысяч человек. Согласно информации Json&Partners, к концу года в России будет насчитываться уже не менее трех тысяч абонентов названной услуги.

На сегодняшний день в России действуют 140 общественных хот-спотов. Большая их часть сосредоточена в Москве – на столицу приходится 56% точек доступа. Второй по популярности Wi-Fi город – Санкт-Петербург. В северной столице расположено 24% хот-спотов. По регионам пока распределено, соответственно, только 20% рынка.

Однако в Json&Partners отмечают, что Wi-Fi в субъектах РФ получает все большее распространение. Так, за последние три месяца первые публичные хот-споты появились в Сибири, на Урале и в Южном федеральном округе. В настоящее время в регионах действует 9 хот-спотов, еще 13 точек доступа будет введено в коммерческое пользование в октябре-ноябре этого года.

В частности, по словам Анны Орловой, сотрудника Json&Partners, до конца 2004 года компания СМАРТС планирует начать внедрение услуги доступа по Wi-Fi в Самарской области, хот-споты ЮТК заработают в Краснодарской области, «Волга-Телеком» приступит к открытию хот-спотов в Нижнем Новгороде. По наблюдениям г-жи Орловой, за небольшими специализирующимися на беспроводном доступе компаниями, вроде «Москома», потянулись «связьинвестовские» гиганты. В том числе и благодаря им к концу года Wi-Fi-доступ в регионах будут предоставлять 9 компаний в 7 городах, обслуживая при этом 22 хот-спота.

Лидером регионального российского Wi-Fi можно назвать Новосибирск – там на настоящий момент насчитывается 10 точек доступа. На втором месте Тольятти, где в эксплуатации находится 4 хот-спота. По три точки можно найти в городах Екатеринбурге и Самаре, по две – в Нижнем Новгороде, и по одной – в Ростове-на-Дону и Таганроге.

Лидером же среди провайдеров по количеству собственных точек доступа является компания «РИСС телеком», ей принадлежат 8 хот-спотов в Новосибирске, коммерческий запуск которых планируется на середину октября. Новосибирск единственный региональный город, где Wi-Fi представлен двумя провайдерами. Две уже действующие точки доступа принадлежат компании «Авател».

Второй идет компания «Аист», у которой насчитывает 4 действующих хот-спота в Тольятти. На Урале Wi-Fi продвигает компания «Нетпроводов.ру» – в ближайшее время она запускает 3 точки доступа в Екатеринбурге. По одному хот-споту у компаний «Мегафон» в Самаре, у «Экванта» в Нижнем Новгороде, у «РТКомм-Юг» в Ростове, а также у провайдеров «Самара-Интернет» и «ИнфоТекс Таганрог Телеком».

Интересно, что в регионах большая часть хот-спотов находится в кафе и ресторанах – 8 точек предоставления услуги. 6 точек расположено в различных отелях. Например, в Нижнем Новгороде есть хот-спот в гостинице «Волна», а в Самаре – в гостинице «Европа». Другие места, где организуются зоны покрытия Wi-FI, – кинотеатры, выставки, торговые и развлекательные центры. Например, еще один хот-спот компании «Эквант» расположен в московском «Киноплексе». У «Мегафона» кроме обозначенных выше есть собственная точка доступа в Санкт-Петербурге в ресторане «Тинькофф».

Кроме того, для абонентов «Мегафона» доступны 6 точек из сети компании «Квантум». Последняя является одним из лидеров по количеству хот-спотов в России и лидером в Санкт-Петербурге. В сеть «Квантума» входит 18 точек доступа. Также в северной столице Wi-Fi активно продвигает «Петерстар», у которого на сегодняшний день 13 точек доступа.

Другие игроки на московском и петербургском рынках – это Golden Telecom, «Виланд Лтд», «Эквант», «Комстар Объединенные Телесистемы», «Вайфайндер» и «Мегафон». На данном этапе часть этих компаний находится на стадии внедрения и выбора мест предоставления услуг. Кстати, сотовые операторы «Вымпелком» и «МТС» также в настоящее время тестируют данный сервис в гостиницах и аэропортах.

Лидером же коммерческого доступа можно считать компанию «Моском», сеть которой насчитывает 20 хот-спотов в Москве. Впрочем, у других провайдеров, работающих в столице, только немногим меньше. У «Таскома» – 17, а у «Стелкома» – 16 точек доступа. При этом компания «Таском» является участником проекта «Яндекс.Wi-Fi», соответственно, доступ через хот-споты, относящимся к данной программе, бесплатен. Также в этом проекте участвуют и другие игроки Art Communications, «МТУ-Интел», Rinet и eWi-Fi. У последней из названных компаний в активе 10 хот-спотов. Всего в Москве насчитывается порядка 90 точек доступа. Из них 26-28 относятся к проекту «Яндекс.Wi-Fi». Еще 10 не участвуют в нем, но являются бесплатными. Соответственно, примерно 50 точек доступа Wi-Fi в Москве работают на коммерческой основе.

Цены у московских операторов различаются порой в два раза. Стоимость услуг по Wi-Fi-доступу у «Таскома» равна $5 за час, у «Стелкома» $4 за час, а у «Москома» – $10 за аналогичное время. Кстати, самые большие тарифы в Самаре – $15 за час доступа. А самые низкие – в Новосибирске у компании «Авател» – $3 за час. Единственная компания, которая продает трафик, а не время доступа, это АИСТ. Стоимость 1 Мб в данном случае составляет $0,06-$0,2.

Всего, по данным Json&Partners, к концу этого года в России будет насчитываться 19 фирм, которые будут предоставлять услугу Wi-Fi на коммерческой основе. Также в компании прогнозируют, что к 2008 году в России появится уже 1250 общественных коммерческих хот-спотов и 25-30 тыс. пользователей. 55-60% от этого числа точек доступа будут сконцентрированы в Москве и Санкт-Петербурге.

Более подробные данные представлены в отчете компании Json&Partners. Это первое коммерческое исследование компании. Его стоимость составляет 1500 евро.

Возврат к списку