Наши публикации
12.11.2003

Корпоративная сеть из кубиков

Протокол IP «де-факто» стал мировым стандартом передачи данных и, судя по всему, на этом не остановится. Ведущие телекоммуникационные компании планеты переводят свои услуги на протокол IP и строят мультисервисные сети. Однако в мире до сих пор сосуществует множество различных протоколов и технологий, на базе которых предоставляются сервисы и строятся корпоративные сети. Одновременный перевод всех пользователей на единую мультисервисную сеть невозможен из-за высоких затрат на построение сети и приобретение нового оборудования. Возможна только «мягкая» миграция сервисов на новый протокол с постепенным замещением старых технологий. В переходный период операторам приходится поддерживать «старые» сети и одновременно строить новые, мультисервисные, что требует крупных затрат. Значительно комфортнее чувствуют себя операторы, изначально сделавшие ставку на мультисервисные сети. Оптимальной технологией с точки зрения долгосрочных инвестиций для построения таких IP-сетей является MPLS. На уровне магистрали она обеспечивает и гибкую маршрутизацию, и распределение полосы пропускания, и многоуровневую систему приоритезации трафика. На уровне подключения корпоративных пользователей также существует возможность построения частных виртуальных сетей компании (IP VPN) с обеспечением высокого уровня безопасности передаваемого трафика. По сути, IP VPN - оптимальная альтернатива построению частных сетей на базе выделенных каналов или технологии Frame Relay. Главные ее преимущества - большая функциональность и значительно меньшая стоимость.

На сегодняшний день MPLS является наилучшим решением для миграции существующих корпоративных сервисов на IP-платформу. Почему? Во-первых, стоимость модернизации, увеличения мощности и внедрения дополнительных услуг (VAS) на традиционных голосовых сетях требует больших инвестиций даже по сравнению с построением VoIP-сети с нуля. Безусловно, этот аргумент имеет силу, если у компании уже есть развернутая сеть передачи данных с возможностью обеспечения гарантий качества на ней (QoS). Во-вторых, рыночная ситуация во всем мире требует развертывания услуг на базе интеллектуальных сетей (IN) и для того, чтобы компании успевали за ростом потребностей собственного бизнеса и продолжали укреплять свои позиции на рынке, им необходима переработка всей идеологии построения телекоммуникационной сети для перехода к IN.

Построение IN на базе существующей гетерогенной сети потребует инвестиций. С другой стороны, протокол IP изначально является открытым и предполагает внедрение IN-услуг без значительных на то затрат. В-третьих, при правильном построении гомогенной IP-сети расходы на ее содержание значительно ниже по сравнению с гетерогенной сетью, где есть подсети передачи данных и передачи голосовой и видеоинформации. Под правильным построением IP-сети понимается динамическое распределение полосы пропускания под разные типы трафика с назначением необходимых приоритетов для обеспечения своего уровня качества для каждого из типов, а также гибкая маршрутизация трафика. Так, например, в отличие от не переведенной на IN голосовой сети, где медиатрафик зачастую передается не самым коротким маршрутом, в VoIP-сети он следует по наиболее оптимальному маршруту, обеспечивая минимальную загрузку магистрали.

Корпорации пользуются широким спектром телекоммуникационных услуг, тесно интегрированных в бизнес компании. Во-первых, это традиционные услуги по доступу к сети Интернет и объединению офисов в единую защищенную сеть передачи данных. Во-вторых, это голосовые услуги местная, междугородняя и международная связь, связь между филиалами компании с использованием короткого набора номера. И наконец, видеоконференцсвязь. Все эти услуги могут быть реализованы на базе протокола IP, что позволит снизить суммарные затраты на оборудование и поддержку сетевой инфраструктуры.

Сравним корпоративную сеть IP-телефонии с аналогичным решением с использованием традиционной телефонии (в сравнении принималось, что сети передачи данных нескольких офисов должны быть объединены в единую сеть передачи данных или уже объединены):

ПозицияIP-телефонияТрадиционная телефония
УАТСОдин IP PBXУАТС в каждом офисе
Кабельная инфраструктура офисаТолько Ethernet сетьEthernet + телефонная проводка
Межофисная инфраструктураСеть передачи данных (IP)IP + голосовая связь
Стоимость межофисной связиБесплатноПо расценкам оператора
Расходы на технический персоналСпециалисты по IP (со знанием VoIP)Специалисты по IP и телефонии
Дополнительные услугиШирокий, постоянно дополняющийся спектр услугФиксированный набор услуг

К базовым услугам могут быть добавлены, причем без значительных затрат, дополнительные сервисы, которые позволят повысить производительность компании. К наиболее востребованным сервисам относятся:

  • Система унифицированной обработки сообщений. Объединяет функции обработки e-mail, голосовой почты и факсимильных сообщений в единый универсальный почтовый ящик. Имеет удобный административный и пользовательский интерфейс. Позволяет работать со всеми вышеперечисленными типами сообщений любым способом посредством рабочего персонального компьютера, телефона с тоновым режимом или через Интернет. Возможна интеграция с IT-инфраструктурой и с существующими телефонными системами.
  • Контакт Центр решение для построения интеллектуальных центров обработки вызовов. Основная его задача обеспечение обработки клиентских вызовов (телефонных звонков, e-mail и обращений через web) в соответствии с заданными бизнес-правилами оптимальным образом, с точки зрения как технических средств общения, так и предоставляемой информации.
  • Система интерактивных голосовых меню. Осуществляет обработку входящего телефонного вызова на основе информации, полученной от пользователя. Например, маршрутизация вызова в соответствии с введенным добавочным номером абонента или доступ к информации о состоянии банковского счета пользователя на основании введенного pin-кода.
  • Система персонального распределения вызовов. Позволяет каждому пользователю гибко задавать правила маршрутизации персональных входящих вызовов на основании времени, номера звонящего и т.д. Имеет удобную систему управления со встроенной системой распознавания речи для голосового управления. Одно из применений управление и использование персональной телефонной книги удаленно голосом по телефону.

Очевидно, что далеко не все перечисленные сервисы нужны компании уже сегодня. Преимущество конвергентных решений - блочность и тиражируемость. Большинство производителей интегрируют различные сервисы в своем оборудовании, что снижает стоимость комплекта. Это позволяет выбрать блоки сервисов, нужные для компании в данный момент и при необходимости добавлять новые. Такие решения легко тиражируются в филиалы компании с минимальными затратами за счет использования ресурсов центрального офиса. В РТКОММ такая группа блочных сервисов, интегрирующихся друг в друга, называется Corporate over IP (CoIP), что полностью отражает суть решения.

Возврат к списку