Наши публикации
24.04.2006

Centrex-решение для построения Wi-Fi-бизнеса

Уже шесть лет производители и операторы всех стран охвачены «гонкой вооружений», усовершенствуя Wi-Fi-технологии и развертывая беспроводные сети, покрывающие целые города.

Стандарт IEEE 802.11b был разработан в конце 90-х годов и окончательно одобрен в начале 1999 года. В 2000 году стали появляться первые устройства для передачи данных на его основе.

За период с 2002 по 2004 год стандарт Wi-Fi стал общепризнанным стандартом беспроводных локальных компьютерных сетей (WLAN). Получили широкое распространение беспроводные сети, использующие протоколы 802.11а, 802.11b, 802.11g. Такая радиосеть позволяет обеспечить беспроводный доступ в Интернет, быстро подключить отдельные здания, соединить сегменты корпоративных сетей в одно целое и многое другое.

Сегодня большинство мировых лидеров в области мобильных устройств активно используют беспроводные средства в своих продуктах. Почти все вышедшие на рынок ноутбуки и КПК (PDA) оснащены тем или иным беспроводным интерфейсом, однако предпочтение, как правило, отдается именно Wi-Fi. В настоящее время в своих продуктах Wi-Fi поддерживают Intel, Cisco, Avaya, Microsoft, Toshiba, Hitachi и многие другие производители.

Так, по прогнозу компании Strategy Analytics, к 2008 году число продаваемых ноутбуков с поддержкой этой технологии составит 141 млн. штук, или 90% всех ноутбуков в мире. А за 2005 год число хот-спотов выросло с 53, тыс. в 93 странах до 100,4 тыс. в 115 странах (по данным исследовательской организации JiWire), что говорит о быстром развитии и со стороны производителей оборудования, и со стороны операторов. Точки доступа в основном разворачиваются в публичных местах, например, в отелях, аэропортах, бизнес-центрах, конференц-залах, учебных заведениях.

В России ситуация с развертыванием Wi-Fi неоднозначна, не все операторы видят финансовую выгоду в предоставлении услуг Wi-Fi-доступа, так как для законного оказания услуги нужна сертифицированная система авторизации и биллинга. Из-за высокой стоимости системы при внедрении ее с нуля срок окупаемости проектов может достигать пяти лет, а на такие инвестиции решается не каждый оператор.

Конечно, можно обойтись без системы авторизации и биллинга, предлагая Wi-Fi-доступ с нелимитированным трафиком всем пользователям, подсоединившимся к точке доступа, и брать деньги только с владельца помещения. Но эта модель не всех устраивает, поскольку оператор всегда будет стремиться ограничивать пропускную способность каналов, а пользователи -- всегда стремиться потребить больше трафика, в итоге ни о какой гарантии получения качественной услуги речи быть не может.

Что же в таком случае делать оператору, решившему выйти на рынок Wi-Fi-доступа с полнофункциональной услугой, базирующейся на сертифицированной системе авторизации и биллинга? Ведь самостоятельное построение подобной системы требует существенных капитальных затрат, а также затрат на поддержку и обслуживание системы. Если это достаточно крупный оператор, имеющий собственную карточную prepaid-платформу, то такой проект может окупиться. А если оператор не крупный или начинающий, и количество планируемых точек невелико, но есть желание попробовать?

Именно для таких операторов может быть использовано централизованное (Centrex) решение операторского класса. Концепция решения состоит в объединении всех дорогостоящих компонентов услуги и вынесении их на техническую площадку к одному крупному оператору, который будет поддерживать весь технический комплекс, предоставляя его виртуальные части в пользование более мелким операторам. Для таких операторов каждая виртуальная часть решения выглядит как собственная полнофункциональная система авторизации и биллинга и капитальные затраты при этом минимальны.

Кроме того, подобное централизованное решение Wi-Fi-доступа позволяет объединить разнесенные точки доступа (хот-споты) в единую сеть беспроводного Wi-Fi-доступа с единым центром управления, что позволит унифицировать точки и организовать внутрисетевой роуминг, а связав биллинговые системы нескольких крупных WLAN-операторов напрямую или через единый клиринговый центр, организовывать национальный роуминг.

Рассмотрим, что такой подход дает каждому из участников цепочки предоставления услуги: оператору, владельцу помещения и конечному пользователю.

Подключившись к Wi-Fi-Centrex решению, оператор получает виртуальную часть системы - домен, в котором возможно генерировать идентификаторы пользователей (логин + пароль), привязывать их к разнообразным тарифным планам и срокам действия. В тарифных планах оплаченный объем работы может указываться в единицах времени или трафика, оплата может выражаться в условных единицах или рублях по выбору оператора. Также оператор может отслеживать каждый из лицевых счетов пользователей и управлять им. После того, как оператор сгенерировал в системе идентификаторы, остается доставить их пользователю. Для этого можно использовать любой носитель, например пластиковую карточку. Способы распространения карточек могут быть разнообразны: через точки продаж или точки Wi-Fi-доступа в гостиницах, ресторанах, аэропортах и т. п.

Владелец помещения, в котором установлена точка доступа подключенная к Centrex-решению, за счет предоставления нового сервиса увеличит ценность своего заведения для посетителей. Благодаря этому он сможет повысить доходность на одного клиента, увеличить количество клиентов, расширить спектр современных и «модных» услуг и получит возможность использовать информацию о данном виде доступа в рекламных и маркетинговых целях. И за это ему не надо платить, в отличие от варианта предоставления безлимитного нетарифицируемого доступа.

Пользователь же, придя в точку доступа, запрашивает в браузере произвольный адрес, например www.mail.ru, и автоматически попадает на страницу авторизации, где ему предлагают ввести логин и пароль. Введя их с карточки, пользователь попадает на портал выбора услуг (SESM-портал), где, выбрав способ тарификации (по времени или по трафику -- в зависимости от того, например, хочет ли он спокойно почитать новости или скачать какой-нибудь видеоролик), попадает на запрошенную ранее страницу. По завершению работы на портале выбора услуг, который постоянно открыт в отдельном окне, пользователь выбирает завершение сеанса. Для управления лицевым счетом в системе у пользователя есть «личный кабинет», куда он может зайти по своему идентификатору. В «личном кабинете» пользователь может получить информацию о продолжительности работы и остатке на счете, а также может пополнить средства на текущем счете. Причем пользователь может работать как по существующему лицевому счету, пополняя его денежными средствами с новых карточек, так и по новым лицевым счетам, поскольку каждая карточка представляет собой мини лицевой счет.

При оказании предоплаченных услуг доступа важно обеспечить безопасность при авторизации и работе пользователей. Поэтому при авторизации Wi-Fi-пользователя вся информация передается в зашифрованном виде. В целях защиты от перехвата пароля для доступа к SESM-порталу может использоваться протокол SSL (метод доступа https), с получением сертификата SSL на веб-сервере в одном из авторизационных центров.

По описанной схеме реализовано Centrex-решение для Wi-Fi-доступа компанией РТКОММ.

Схема построения Centrex-решения Wi-Fi-доступа

Система имеет операторский веб-интерфейс с возможностью использования даже через публичный Интернет. Качество передачи Wi-Fi-трафика обеспечивается транспортной IP/MPLS-сетью РТКОММ с гарантированными параметрами качества. Для того чтобы начать свой Wi-Fi-бизнес и перевести точки доступа на Centrex-решение, оператору необходимо иметь доступ в IP/MPLS-сеть РТКОММ и заказать услугу Wi-Fi Centrex.

Возврат к списку