Наши публикации
25.10.2008

«Сотрудничество обязательное условие работы в регионах» — Интервью Генерального директора ОАО «РТКомм.РУ» В.П. Лохина «ИнформКурьер-Связь» №10

Потребитель рынка IP-услуг и активный продавец на этом рынке. Так характеризует РТКОММ генеральный директор компании В.П. ЛОХИН.

Валерий Петрович, в чем особенность бизнес-модели компании?
РТКОММ является продавцом и покупателем услуг передачи данных в одном лице. Покупателем поскольку компания реализует национальные программы и крупные проекты для госпредприятий и корпоративных заказчиков, в первую очередь банковских структур. Основное направление нашего бизнеса создание выделенных частных сетей по технологии VPN, поэтому мы покупаем услугу «последняя миля». Создавая почву для продвижения своих сервисов, мы одновременно выступаем и продавцом наших традиционных услуг магистрального доступа в Интернет, создания VPN для региональных операторов.

Как обеспечивается совместимость магистральной сети РТКОММ с региональными сетями?
Сегодня РТКОММ заключил более 360 договоров о присоединении, в рамках которых компания, с одной стороны, предлагает местным операторам услуги, а с другой покупает у них услуги по организации последней мили.
Еще два года назад спрос на услуги магистрального доступа в Интернет и построения межрегиональных VPN формировали Москва и С.-Петербург сейчас драйвером спроса стали регионы, что, в частности, подтверждает распределение доходов компании от реализации своих услуг. С формальной точки зрения доля продаж РТКОММ в регионах составляет 6065%, поскольку многие клиенты зарегистрированы в Москве, а услуги им мы предоставляем в регионах. Если же говорить о фактических объемах бизнеса РТКОММ непосредственно в регионах, то порядка 90% нашего дохода мы получаем за счет предоставления услуг за пределами МКАД.

Ресурсов на всех не хватит?
Каковы основные тенденции развития регионального рынка?
Главный тренд, определяющий погоду на телеком-пространстве России, широкополосный доступ. В прошлом году проникновение ШПД по стране, в зависимости от региона, составляло 510% от потенциального числа пользователей сегодня число пользователей высокоскоростного доступа в Интернет значительно выросло. В то же время в регионах есть ограничения, связанные с инфраструктурой сети на последней миле. Ведь строительство собственной сети это большие затраты. Использовать ресурсы естественных монополистов МРК? Они не очень охотно идут на это, потому что у них самих остро стоит задача наращивания мощностей, о чем говорит интенсивность реализации наших заказов. Те же 52 тыс. подключенных общеобразовательных учреждений существенно сократили свободные ресурсы на последней миле как правило, это включения по медным окончаниям.
Спутниковый ресурс тоже заметно уменьшился: 7,5 тыс. школ подключены по спутниковой технологии. Не только на Дальнем Востоке, а совсем рядом, в Конаковском районе Тверской области, 14 школ подключены по спутниковым каналам наземной инфраструктуры там просто нет. Те спутниковые мощности, которые появляются сегодня на рынке, быстро раскупаются операторами. Ресурсов катастрофически не хватает.

Проблема как-то решается?
По имеющимся у нас сведениям вопрос обсуждался на уровне Минкомсвязи. Никто не ожидал такого бурного роста, и момент был упущен, а запуск спутников это сложные дорогостоящие проекты. Как было объявлено на заседании президиума Госсовета в июле этого года в Петрозаводске, в ближайшие годы спутниковая группировка должна быть существенно усилена.

Тренды развития магистрального рынка передачи данных в регионах
Увеличение объема интернет-трафика, потребляемого в регионах: рост за 2007 г. в 2,5 раза и за 7 месяцев 2008 г. еще в 2 раза.
Дефицит ресурсов магистральных сетей.
Увеличение удельной скорости на единичное включение. Еще год-полтора назад актуальными были скорости подключения 128 и даже 64 кбит/с сегодня наименьшая скорость подключения 256 кбит/с.
Значительное (в разы) падение стоимости магистрального доступа. Теперь уже никто в регионах не говорит, что магистральные операторы держат заградительные тарифы.
Активное строительство магистральных МГ-сетей компаниями, специализировавшимися на телефонии или универсальных услугах, с целью получения лицензии на МГ/МН-связь для удовлетворения в первую очередь потребностей собственных клиентов. Возможность их выхода на конечных пользователей в будущем.
Движение магистральных операторов к конечному пользователю.


Использовать ресурсы разумно
Каковы особенности сотрудничества и конкуренции основных сил, работающих на региональных рынках?
Мы обречены на сотрудничество. По отношению к региональным операторам мы, скорее, партнеры, нежели конкуренты, может быть, еще и потому, что не претендуем на рынок конечных пользователей, поскольку спрос на услуги компании стабильно высокий. Местные операторы больше всего боятся, что магистральные операторы зайдут на их территорию, и не без оснований: Компания ТТК, например, заявила о намерении идти, начиная с Дальнего Востока, к конечному пользователю. Естественно при этом, структура межоператорских взаимоотношений претерпит изменения.
Мы стремимся к равноправному партнерству. В регионах рынок магистрального доступа в Интернет уже сформировался, а рынка услуг по организации последней мили до сих пор нет. Он формируется очень медленно: есть некое противоречие между падением стоимости на услуги, которые предоставляем мы, и застывшими ценами на ту же последнюю милю. Вместе ищем компромиссное решение. И тут трудно сказать, кто кому диктует условия.
Мы стараемся грамотно выстраивать партнерские отношения, разумно использовать ресурсы, на которые есть монополия. Приведу пример из практики предоставления услуги построения выделенной частной сети. С потребительской точки зрения она не является критичной в отличие от ситуации, когда в офисе, например, нет телефона или доступа в Интернет. Поэтому, получив от партнера по последней миле высокие расценки на эту услугу и учтя их в нашем предложении заказчику, в ответ мы нередко слышим, что заказчика эти цены не устраивают и подключать офис в выделенную частную сеть он пока не будет, обойдется услугами публичного Интернета. В результате и партнер не зарабатывает ничего, и мы не можем удовлетворить клиента.

Спрос надо воспитывать
Как вы используете компетенции, наработанные на проекте «Образование»?
Вложив много сил и средств в этот проект, мы тиражируем апробированные на нем решения, такие, например, как технологии учета состояния проекта на этапах строительства и сопровождения через веб-интерфейс.
Но мы продвигаем в регионах и новые сервисы: услуги видео- и аудиоконференцсвязи, информационной защиты операторских сетей от всевозможных атак, в первую очередь от DDoS-атак. Мы предлагаем в аутсорсинг операторам наш софтсвитч, позволяющий операторам создавать виртуальные IP-АТС и на их базе предлагать услуги уже собственным клиентам.
Одно из перспективных направлений дата-центры. У нас размещены порядка 30% самых востребованных информационных ресурсов Рунета: «Одноклассники», сайты налоговых и таможенных служб и т.д. Небольшие дата-центры организованы и в регионах на площадках наших дочерних предприятий.

Потребность региональных компаний в услугах дата-центров столь же велика как в столице?
Они развиваются не так активно, как в Москве. Данный сегмент рынка в регионах, я считаю, еще не оформился, заинтересованность региональных операторов в дата-центрах имеет некий оттенок «по аналогии»: в столице есть, и у нас тоже должно быть. Известны примеры, когда оператор, запустив дата-центр в регионе, не очень понимал, что с ним делать дальше. Все-таки востребованность этой услуги в регионах еще не столь высока.
Думаю, пройдет еще года два, прежде чем произойдет взрывной рост по крайней мере на уровне столиц федеральных округов. Потребность усилится, когда станут на ноги межрегиональные, а может быть, и межнациональные корпорации, когда в регионы придут серьезные информационные ресурсы вроде Рамблера, Google, Яндекса и т.д. Как коррелирует уровень потребления услуг в столице и регионах? Структура запросов в регионах медленно, но все же меняется: от клиентов, которым раньше хватало пропускной способности сети 128 кбит/с, мы получаем заказы на развитие сети с полосой пропускания уже на уровне 2 Мбит/с и больше. И госзаказчики, и корпоративные пользователи сегодня настаивают на заключении SLA, причем число их за последние полтора года выросло с нуля до 50%. SLA входит в активный оборот, это на слуху все хотят иметь гарантию качества.
В заключение хочу сказать, что РТКОММ был и будет активным игроком на региональных рынках и надежным партнером для операторов сетей доступа.

В.П. Лохин, Генеральный директор ОАО «РТКомм.РУ», ИКС №10 2008

Возврат к списку