Наши публикации
01.02.2009

«Управление корпоративными сетями с точки зрения оператора» Валерий ЛОХИН, генеральный директор ОАО «РТКомм.РУ»

В современных условиях тотальной глобализации эффективность ведения бизнеса и его развитие во многом зависят от использования современных технологий, в том числе и телекоммуникационных. Многие компании все чаще стремятся расширить зону присутствия за счет развития партнерских сетей, создания холдингов, открытия региональных представительств. Для таких компаний особенно актуальной становится проблема внутрикорпоративных и межкорпоративных коммуникаций. При этом все более высокие требования предъявляются к корпоративным информационным системам.

Как следствие этой тенденции активно развивается топология корпоративных сетей, которые теперь охватывают не только крупные филиалы, но и небольшие офисы. Сети «подстраиваются» под принятые в компаниях бизнес-процессы и характеризуются ярко выраженной «иерархичной» структурой. На верху этой структуры «федеральная» сеть, которая связывает крупные филиалы. Ниже идут «региональные» сети, связывающие офисы региона с «региональным» центром и т. д. Такой подход позволяет компаниям сократить общие затраты на связь. В качестве еще одной тенденции можно отметить централизацию информационных ресурсов. Серверы с базами данных «выносятся» из офисов предприятий и устанавливаются в специализированных дата-центрах.

Может ли компания, профиль деятельности которой не связан с телекомом, самостоятельно построить и эксплуатировать собственную сеть связи, отвечающую таким требованиям современности, как:
хорошая масштабируемость по мощности и по набору сервисов;
универсальность по отношению к видам передаваемых данных;
защищенность;
высокая степень резервируемости для обеспечения непрерывности процессов?

Может, но это обойдется гораздо дороже, чем доверить такую деятельность оператору связи.

В результате компании все чаще прибегают к передаче части своих бизнес-процессов сервис-провайдерам (аутсорсингу) с целью сократить расходы и получить готовые услуги на базе современных сетевых технологий.

Сейчас уже немногие компании решаются строить свои корпоративные сети на основе выделенных каналов ввиду их дороговизны. Развитие сети Интернет (за счет эффекта масштаба) и IP-технологий (благодаря их универсальности) сделало вполне доступной услугу построения виртуальных частных сетей (IP VPN), которая в значительной степени отвечает требованиям современных бизнес-коммуникаций.

Для государственных структур VPN являются великолепным средством обеспечения управляемости на всех уровнях и внедрения технологий электронного управления государством.

По мнению участников рынка связи, наступает период значительного увеличения доли телекоммуникационного аутсорсинга во всех отраслях бизнеса, что вызвано как возросшим давлением необходимости снижения эксплуатационных расходов, так и потребностью сосредоточиться на ключевых компетенциях. В условиях экономического кризиса, когда компании вынуждены проводить политику жесткого контроля исполнения ИТ-бюджетов, это становится особенно актуальным.

Аутсорсинг телекоммуникационной инфраструктуры может быть выгоден корпоративному бизнесу по нескольким причинам. Основное его преимущество сокращение расходов за счет мультплексирования и экономии на масштабе, которые обеспечивает оператор. Степень экономии на масштабе оценивается от 20 до 40% операционных расходов на связь (оператор, предоставляющий услуги телеком-аутсорсинга, может обслуживать сразу несколько клиентских сетей, благодаря чему себестоимость обслуживания «единицы сети» снижается, и клиентам телекоммуникационные услуги обходятся дешевле).

Итак, чем же выгодна передача инфраструктуры корпоративной сети на аутсорсинг оператору?

Прогнозируемость издержек. Заказчик получает возможность прогнозировать большую часть операционных расходов на связь на несколько лет вперед. Некоторые клиенты при этом также достигают экономии на масштабе и со временем добиваются от подрядчика постепенного снижения цен при умощнении своей корпоративной сети за счет подключения новых офисов и увеличения объема услуг.

Перевод капитальных затрат (включая амортизацию) в операционные расходы, обеспечиваемый за счет аренды оборудования.

Использование знаний и навыков высококвалифицированных специалистов оператора.

Упрощение структуры компании. Аутсорсинг позволяет руководителям компании-заказчика сосредоточиться на решении задач основного бизнеса, что служит залогом эффективности бизнеса в долгосрочной перспективе.

В результате ИТ-директора предприятий все меньше задумываются о реализации конкретных инфраструктурных решений. Их внимание сосредоточено на том, как обеспечить соответствие параметров корпоративной сети передачи данных требованиям бизнеса. И в этом им также может помочь оператор связи посредством использования специализированных систем мониторинга и управления маршрутизирующим оборудованием корпоративного клиента.

Общая задача мониторинга корпоративных сетей может быть разложена на взаимосвязанные составляющие, направленные на улучшение качества оказываемых услуг. К этим составляющим можно отнести мониторинг магистральной или опорной сети оператора и мониторинг частных сетей клиентов.

Первая составляющая состоит из контроля параметров сети передачи данных, контроля состояния оборудования сети и оборудования жизнеобеспечения (климатики, электропитания и т. п.).

Мониторинг частной сети заказчика, в свою очередь, можно разделить на контроль работоспособности пользовательского оборудования (который обычно входит в состав услуги управления CPE, если речь идет об оборудовании клиента) и мониторинг параметров услуг. br>
Обработка получаемой информации может занимать значительный объем вычислительных и других ресурсов, а получение измеряемых параметров с удаленных устройств на сети некоторую часть полосы, предоставляемой заказчику. Используемая для измерений полоса тем больше, чем большее количество параметров поставлено на контроль, и чем большую точность оценки необходимо обеспечить в заданный промежуток времени.

Приблизительные расчеты показывают, что для обеспечения точности в 0,1% при оценке джиттера, потерь и задержек для одного класса трафика может потребоваться полоса пропускания около 6 кбит/с, при этом время накопления данных устанавливается в один час. Немаловажны масштаб системы, требования к проводимым оценкам и форма представления информации, что объясняет существующее на рынке множество систем мониторинга. Стоимость создания полноценного комплекса мониторинга довольно значительна.

В данном случае хорошую оптимизацию расходов можно получить, используя аутсорсинг, при котором оператор предоставляет пользователю конечный результат графики, отчеты, информирование о событиях, тем самым избавляя клиента от необходимости поддержки систем мониторинга и «датчиков» на сети, а также содержания высококвалифицированного технического персонала, обслуживающего систему, но оставляя клиенту полный контроль над соблюдением оператором SLA. Клиент получает инструмент, позволяющий наиболее эффективно использовать покупаемый сетевой ресурс. Становятся доступными наблюдение не только за параметрами качества, но и за многочисленными показателями трафика, привязанными к IP-адресам, сетевым протоколам (web, почта, файловый обмен) и т. п.

Чтобы уменьшить непрофильные расходы, клиенту, а зачастую и оператору, выгодно получать (предоставлять) услугу именно «под ключ». В этот набор могут входить такие услуги, как управление и мониторинг оконечного клиентского оборудования (CPE), мониторинг параметров услуги канала связи.

Управление CPE услуга, включающая в себя первоначальную настройку оборудования, настройку новых подключений, диагностику проблем, хранение копий конфигурационных файлов.

В услугу мониторинга CPE входит наблюдение за его работоспособностью, наличием сбоев, загрузкой памяти и процессора. Сюда можно отнести и мониторинг состояния отдельных интерфейсов и протоколов на CPE.

Мониторинг параметров канала связи включает в себя набор показателей, характеризующих как доступность CPE, так и качественные характеристики джиттер, задержку, потери, иногда и полосу канала.

При наличии проблем пользователь обращается в первую очередь в техническую поддержку оператора, которая, как правило, имеет три уровня. Первый уровень представлен круглосуточной оперативной службой, обеспечивающей прием обращений пользователей, первичную диагностику проблем, координацию решения проблем, информирование пользователей, оперативный мониторинг. Оперативная служба в своей работе руководствуется утвержденными процедурами компании, установленными нормативами, а департамент качества контролирует показатели ее эффективности. Для оптимизации работы оперативной службы используются ресурсы центров обработки вызовов.

Большая часть проблем клиентов решаются уже на первом уровне поддержки. Если для решения проблемы требуется привлечение высококвалифицированных инженеров или необходимо организовать дополнительное тестирование, то она передается на второй уровень. В компании «РТКомм.РУ» этот уровень представлен двумя службами службой сети передачи данных и службой технической поддержки клиентов, функции которых, соответственно, обеспечить надежную работу магистральной сети и обеспечить качественное предоставление услуг клиентам. Для решения проблем, вызванных сбоями оборудования и программного обеспечения в сети, задействуется третий уровень поддержки. Этот уровень реализуется посредством договора сервисной поддержки с интегратором, который обеспечивает поддержку со стороны производителей оборудования.

ОАО «РТКомм.РУ» является одним из крупнейших в России операторов сетей передачи данных, построенных по технологии IP/MPLS. Сеть компании охватывает все субъекты России. Благодаря отлаженным бизнес-процессам, сертифицированным по стандартам ISO 9001:2000, компании удалось реализовать целый ряд масштабных проектов, связанных с построением виртуальных частных сетей, и стать лидером в сегменте построения управляемых VPN-сетей.

В настоящее время ОАО «РТКомм.РУ» реализовано более десяти VPN-сетей с иерархической структурой и обширной географией расположения многочисленных (от нескольких десятков до нескольких сотен) объектов, для которых объявлены параметры качества и сформулированы требования по уровню обслуживания.

Наличие квалифицированного персонала и отработанных процедур управления и мониторинга обеспечивает как непрерывный контроль доступности объектов корпоративных сетей, так и контроль параметров, объявленных в соглашении об уровне обслуживания. Такая система позволяет не только принимать оперативные меры по устранению выявленных заказчиком проблем, но и осуществлять проактивный мониторинг с упреждающим выявлением возникающих в сети проблем.

В целях дальнейшего совершенствования процессов поддержки пользователей и развития системы качества в настоящее время в ОАО «РТКомм.РУ» идет работа по следующим направлениям:

автоматизация процесса контроля качества услуг, предоставляемых для государственных структур, на основании данных существующих и вновь вводимых систем мониторинга сетевых ресурсов компании;

разработка, внедрение и корректировка ключевых показателей деятельности каждого подразделения и увязка их со сбалансированными показателями деятельности компании;

обеспечение ежемесячного и еженедельного контроля, разработка отчетности по сбалансированным показателям деятельности компании; развитие информационной системы качества (QMS), что позволит предоставлять клиентам более полную информацию о параметрах предоставления услуг и ходе решения проблем;

совершенствование существующих подходов и методик анализа, моделирования и разработки бизнес-процессов.

"Мир Связи Connect!"
№2,2009

Возврат к списку