Наши публикации
10.02.2010

«Оператор СПД федерального уровня» — Интервью Генерального директора ОАО «РТКомм.РУ» В.П. Лохина журналу «Вестник связи» №1 2010

Вестник связи: Когда и зачем была создана компания?

Валерий Лохин: Хронологически - 2 февраля 2000 г. была зарегистрирована компания ОАО «РТКомм.РУ», основой которой стал Центр информационных технологий Ростелекома. Целью создания компании было развитие услуг Интернет и дата-центров.

ВС: А сам Ростелеком тогда этим заниматься не планировал?

В.Л.: Для большой компании, которая в то время сосредотачивала всю свою деятельность на передаче голосового трафика, было очевидно, что оперативно выйти на новый быстроразвивающийся рынок будет достаточно сложно. Поэтому и было принято решение создать новую компанию, насчитывающую вначале 19 человек, которая занялась бы коммерческим Интернетом, и которая бы начала на базе магистральных ресурсов Ростелекома выстраивать IP сеть. Причем, сразу же было принято решение о развитии присутствия в регионах, а не только в Москве, учитывая развитие сети Ростелекома на тот момент. И с тех пор доступ в Интернет и тогда еще совершенно новый вид деятельности дата-центры - стали и, в общем-то, так или иначе всегда оставались приоритетными направлениями развития компании.

ВС: Каковы наиболее значимые факты и события в жизни компании за прошедшие годы?

В.Л.: Так получилось, что каждый этап в истории компании был связан с новым генеральным директором. Так первым генеральным директором был Алексей Викторович Горбунов, который многое сделал для того, чтобы РТКОММ стал лидером на рынке услуг Дата-центров.

В 2001 г. его сменил Белал Жафярович Камалетдинов, который начал выстраивать крупнейшего магистрального оператора Интернет в России. После его скоропостижной кончины в 2002 г. у руля компании встал Андрей Алексеевич Шляпников, который завершил процесс создания крупнейшей сети региональных представителей по продаже услуг доступа в Интернет для операторов. При нем была запущена услуга IP VPN и были реализованы первые проекты по построению ведомственных сетей государственных заказчиков, в частности построена сеть Министерства по налогам и сборам. Активно развивалась IP-сеть компании, более 70 узлов были переведены на технологию MPLS.

Пришедшему ему на смену в декабре 2003 г. Владимиру Афанасьевичу Хрупову пришлось решать сложные задачи по созданию ведомственной транспортной сети Федерального казначейства, активизировалась работа с финансово-банковским сектором. Активно велись работы по совершенствованию информационных систем компании и сертификации услуг.

Период руководства Ростислава Владимировича Громова (2005-2006 гг) ознаменовался активным развитием новых услуг, целенаправленной диверсификацией бизнеса компании и усилением нашего присутствия в регионах и за рубежом.

В сентябре 2006 г. у руля компании встал Павел Геннадьевич Терещенко, который приложил огромные усилия для успешной реализации приоритетного национального проекта «Образование», в результате которого к сети Интернет было подключено более 52000 школ. При этом активно развивались и другие направления бизнеса компании, в частности было открыто несколько новых дата-центров в Москве и регионах.

На сегодняшний день наша компания, естественно, уже имеет совершенно другие параметры нежели в 2000г. Это более 270 сотрудников, три дочерних компании на Юге, в Сибири и на Волге, это более 130 узлов магистральной сети, построенной на базе технологии MPLS, это наличие в каждом из субъектов Российской Федерации узлов доступа MPLS-сети РТКОММ, что на сегодняшний день редкость для большинства конкурирующих с нами компаний. Многие из них активно развиваются, строят сети, но, по той информации, которой я располагаю, до сих пор ни одна из этих компаний не готова по настоящему анонсировать присутствие во всех субъектах РФ именно собственными узлами доступа MPLS-сети.

Разумеется, поскольку долгое время основным направлением деятельности РТКОММ был магистральный доступ к Интернет, это требовало присутствия на международных узлах обмена трафиком. В результате было реализовано присутствие на узлах обмена трафиком в Лондоне, Стокгольме, Амстердаме и Франкфурте.

За прошедшие десять лет, я полагаю, те цели, которые ставились перед компанией, во-первых, во многом достигнуты, а во-вторых, и это немаловажно, компания проявила последовательность при реализации этих целей.

ВС: Компания по-прежнему сфокусирована на услугах сетевого доступа?

В.Л.: Здесь более уместно сказать, что это было нашим главным фокусом, принимая во внимание достаточно динамичную историю владения компанией. Сначала владельцем был Ростелеком, потом были другие собственники, и буквально полтора года как мы вернулись в лоно материнской компании. На сегодняшний день практически 100-процентным собственником снова является Ростелеком.

Было понятно, что с учетом всей этой динамики ориентироваться исключительно на то, чтобы зарабатывать на магистральной «трубе» было не то чтобы неправильно, но, скажем так, требовало существенной коррекции в перспективе.

ВС: Возникла конкуренция с Ростелекомом?

В.Л.:В силу обстоятельств, достаточно длительный период РТКОММ находился вне координации со стратегией Ростелекома. Это, естественно, создало предпосылки для конкуренции в части магистрального доступа.

Сегодня, по прошествии полутора лет, я считаю, что объективные предпосылки для этих противоречий устранены.

ВС Каким образом?

В силу ряда внутренних причин и во многом - и даже в большей степени - внешних причин на сегодняшний день мы практически прекратили свою активность на рынке магистрального доступа. Это естественно, постольку поскольку, во-первых, в течение последних двух лет снижение тарифов на магистральный доступ в регионах значительно обгоняло снижение стоимости магистральных ресурсов, которые использовались нашей компанией. Стало понятно, что данный рынок, требующий достаточно больших операционных затрат, серьезных капитальных вложений и т. д., - становится все менее рентабельным, особенно для компаний, которые арендуют магистральные ресурсы у других операторов.

Исходя из этой точки зрения, - как только изменилась структура акционерного капитала компании, структура собственности, т. е. мы вернулись в Ростелеком,- сразу же было принято решение о том, что мы постепенно уйдем с этого рынка, замещая доходы от него выручкой от более маржинальных направлений деятельности, в том числе, связанных с построением виртуальных частных IP-сетей (VPN) для корпоративных заказчиков федерального уровня. К этой категории мы относим и государственные структуры, и крупных корпоративных заказчиков, и финансово-промышленные группы, и т. д.

На сегодняшний день в этом направлении, полагаю, мы преуспели. В 4 квартале 2009 г. мы подключили 5000-ный VPN порт.

В будущем мы намерены уделять большее внимание повышению качества обслуживания наших заказчиков, продвижению новых услуг, основанных на IP. Мы активно двигаемся в этом направлении. Например, нами реализована услуга защиты от сетевых, так называемых DDoS-атак. Мы ее разработали и вывели на рынок, она активно используется для решения задач обеспечения безопасности как для клиентов РТКОММ, так и в интересах всех дочерних компаний и самого Ростелекома.

Вот вам пример того, как происходит репозиционирование компании на рынке. Надо сказать, что нам буквально за прошедший год удалось повысить доходность услуг VPN и, за счет этого компенсировать потери, обусловленные уходом с рынка магистрального доступа. Это была плавная процедура, многие наши клиенты - в силу объективных причин - перешли в Ростелеком, и это мы считаем нашим совместным успехом, поскольку была сохранена выручка для группы компаний в целом.

Самое главное: компания сумела перепозиционироваться достаточно активно и без потерь доходов, напротив, заметно улучшить свои финансовые показатели.

ВС: А ведь еще был - и есть - нацпроект «Образование»

ВЛ.: Да, конечно. Построена виртуальная частная сеть «Образование», в которой реализованы разнообразные услуги. Это не только защита от атак, спама и т. д., это и «личные кабинеты» каждого директора школы, и единая горячая линия, и единые серверы статистики, которыми могут пользоваться органы управления образованием как в регионах, так и на федеральном уровне и т.д.

Проект «Образования» это вообще отдельная история и, скажем так, на сегодняшний день она немного забывается, а проблем остается много.

ВС. Вас это не радует?

Как сказать Не то, что не радует, просто это тот проект, реализацией которого мы гордимся. Очень немногие верили в то, что это все можно было сделать за 15 месяцев - фактически, процесс начался в октябре 2006 г., тогда первые школы были подключены, а последние - в декабре 2007 г. Разумеется, этому предшествовал подготовительный период. Всего было подключено 52 тыс. школ. На сегодняшний день все они работают, а государственный контракт закончился в декабре 2009 г.. Что будет с этим проектом дальше - и вообще с доступом школ в Интернет - по завершении государственного контракта и фактически полного перевода всех школ на региональное финансирование, вопрос открытый.

ВС: Для этого предусмотрены конкурсы

Вы же помните, об этом в свое время, в октябре 2008 г. с началом перевода школ на региональное финансирование, много писали. Теперь острота вопроса несколько снизилась, теперь другие злободневные темы, но хочу вам сказать, что, например, на 2009 г. из 83 субъектов Российской Федерации конкурсов регионального уровня было проведено, если я не ошибаюсь, порядка 30 всего, все остальное пойдет в виде субвенций на уровне муниципальных образований, либо даже школ. И как решается этот вопрос на местах, каким образом и какие провайдеры обеспечивают эти услуги, насколько эти услуги соответствуют требованиям, предъявляемым, по крайней мере, к качеству и порядку предоставления услуг, в том числе и в отношении той же фильтрации контента, реализованной в рамках федерального проекта, - полной и объективной картиной мы не располагаем.

Я не хочу сказать, что мы уклоняемся от участия в конкурсах и заключения прямых договоров со школами. На сегодняшний день совместно с МРК, - а они были и остаются нашими основными партнерами по реализации этого проекта, - нам удается, по крайней мере, сохранить за собой порядка 75 % общеобразовательных учреждений. Что будет в 2010 году, жизнь покажет.

ВС: Какова функция оператора сети передачи данных?

На мой взгляд, оператор сети передачи данных на сегодняшний день это не только и не столько провайдер магистрального Интернет-доступа. Еще пять лет назад оператору сети передачи данных приходилось заниматься и этим и многим другим. Сегодня стала неизбежной специализация, и эффективность работы компании во многом определяется ее специализацией. И на сегодняшний день должны быть и есть операторы, которые в силу организации бизнес-процессов и имеющихся ресурсов могут и обязаны заниматься магистральным доступом «трубой», о которой мы с вами говорим.

Исходя из имеющихся ресурсов, к таким компаниям относится в первую очередь Ростелеком, далее - Транстелеком, в меньшей степени и во многом с региональной спецификой - Синтерра, Стартелеком, Евротел и т. д. Но далеко не все из этих компаний могут похвастаться сколько-нибудь значительным присутствием на рынке построения корпоративных сетей, потому что там в принципе другие бизнес-процессы, настройки, другая система менеджмента качества и т. д. Да, есть достаточно универсальные компании - тот же Ростелеком или Транстелеком, которые занимаются с той или иной степенью успешности широким кругом вопросов и направлений в рамках той сферы, которую мы сегодня называем передачей данных.

По крайней мере, последние три-четыре года в компании РТКОММ самое пристальное внимание уделяется именно вопросам организации бизнес-процессов, менеджмента качества, разработки SLA-соглашений, которые мы заключаем с нашими заказчиками. Может быть, именно поэтому мы достигли тех успехов и завоевали ту долю рынка построения корпоративных сетей для заказчиков федерального уровня, которые у нас есть.

Сказать, что сегодня этим не хотят заниматься другие, категорически нельзя. Конкуренция очень острая, но свои роль и место мы сохраняем именно благодаря тем усилиям, которые предприняли еще задолго до сегодняшнего дня.

Да, я считаю, что «Образование» было очень тяжелым проектом, коммерчески он далеко не был исключительно выгодным, но он заставил компанию кардинально перестроить свои бизнес-процессы в направлении повышения эффективной деятельности в регионах.

У нас на сегодняшний день договора о присоединении с 360 операторами, это позволяет нам предлагать заказчикам эффективные решений по последней миле. Кроме того, это дает нам определенные преимущества в части ценовой конкуренции.

ВС: Каковы планы на 2010 год? на перспективу?

В.Л.: В 2010 году мы планируем работать в тесном взаимодействии с нашим акционером ОАО «Ростелеком». При этом мы стараемся повысить качество предоставляемых услуг. С этой целью в 2009 г. мы разработали и внедрили автоматизированную систему мониторинга параметров качества на сетях IP MPLS. Теперь мы имеем возможность проактивно реагировать на возможные проблемы в сетях наших заказчиков и свести перерывы связи к минимуму. При этом ИТ-специалисты заказчика имеют возможность получить доступ к системе через вэб-интерфейс и располагают той же оперативной информацией, что и служба технической поддержки РТКОММ. В будущем году мы также собираемся расширить наши дата-центры и предложить заказчикам новые услуги.

Возврат к списку