Наши публикации
18.10.2011

Облачные вычисления как средство повышения устойчивости бизнеса

А. Степанов, Директор департамента маркетинга ОАО "РТКомм.РУ"

"Век Качества", №4

Непрерывность – важнейшее качество современного бизнеса

Характерной особенностью менталитета многих руководителей бизнеса особенно в России является то, что они живут только сегодняшним днем и пренебрегают анализом последствий, которые могут произойти в случае чрезвычайных ситуаций.

Вспомним события 25 мая 2005 года, когда в результате аварии на одной из московских подстанций без электричества остались несколько районов Москвы и прилегающих областей. Межрегиональный центр информатизации Центрального банка РФ, обслуживающий большую часть расчетов в стране, сместил время платежей на несколько часов. Многие банки прекратили работу части офисов и филиалов. РТС и ММВБ приостановили торги в середине дня, так как в связи с нарушениями работы каналов связи до 80 % участников не смогли получить доступ к торгам, значительные убытки понесли торговые сети на юге Москвы в связи с прекращением или сокращением торговых операций. $180 млн. — такова приблизительная официальная оценка ущерба. При этом не учитываются потери многочисленных Интернет-магазинов и других коммерческих организаций, ведущих бизнес в он-лайне. Скорее всего, подавляющее большинство руководителей компаний, испытавших на себе влияние блэкаута, и представить себе такое не могли. И, конечно же, никто из них не имел отработанных процедур по действиям в условиях подобной чрезвычайной ситуации. А ведь такие отрасли как банковская, телеком и ритейл просто не могут позволить себе остаться без электричества и хотя бы минимальной ИТ-поддержки.

Еще одной опасностью, которая может оказать катастрофическое воздействие на бизнес, является нарушение информационной безопасности компании. Снижение уровня доверия к компании вследствие реализации угроз безопасности (например, утечки данных в следствие злонамеренных действий сотрудников компании) может стать фатальным для бизнеса. В этих условиях информационную безопасность следует рассматривать и как превентивную меру для обеспечения стабильной и бесперебойной работы бизнеса в сложных экономических условиях.

Указанные угрозы влияют на жизнеспособность как крупных компаний, так и предприятий малого бизнеса. При этом крупные компании имеют финансовые и людские ресурсы для того, чтобы выстроить эшелонированную защиту ИТ-периметра и внедрить план по реализации непрерывности бизнеса в условиях форс-мажора. У малых предприятий, как правило, нет для этого ни средств, ни квалифицированного персонала. И именно они первыми обращают свое внимание на облачные технологии, которые позволяют им снизить зависимость от вышеуказанных угроз.

«Облака» - современный ИТ-тренд

Облачные вычисления – новый подход к работе в информационном пространстве, обусловленный закономерными результатами развития Интернета и IT-индустрии в целом. Перевод бизнес процессов в «облака» в условиях виртуализации и полной автоматизации IT-инфраструктуры – новый мировой тренд в области IT.

Растущий интерес к облачным вычислениям как к возможности повышения эффективности ведения бизнеса вполне обоснован. Меняя поведенческую модель пользователя в информационной среде, облачные технологии расширяют возможности современных компаний за счет предоставления доступа к сервисам, программному обеспечению и мощным вычислительным ресурсам на условиях аренды. Благодаря облачным вычислениям в распоряжении пользователя оказывается «неограниченная память» и масштабируемые вычислительные сервисы, которые становятся доступны через сеть Интернет практически из любой точки земного шара. Консолидация облачных вычислений с технологиями виртуализации систем хранения и серверов избавляет современные компании от необходимости поддержки собственных сложных инфраструктурных центров обработки данных, позволяя уменьшить связанные с этим капитальные затраты и текущие расходы.

В 2010 г. компания ExpertOn Group провела опрос руководителей компаний различного размера в Германии на предмет их готовности использовать облачные сервисы. Исследование показало, что значительное число немецких компаний уже используют облачные сервисы или планируют их использовать в ближайшее время.

В настоящее время рынок облачных услуг в России находится в стадии становления, но можно с уверенностью утверждать, что через несколько лет мы будем наблюдать аналогичный уровень востребованности таких сервисов.

Виды облачных сервисов

Облачная обработка данных как концепция включает в себя понятия IaaS (Infrastructure as a service), PaaS (Platform as a service) и SaaS (Software as a service).

IaaS (инфраструктура как сервис) – это предоставление компьютерной инфраструктуры (как правило, в форме виртуализации) как услуги на основе концепции облачных вычислений. Вместо закупки и обслуживания физических серверов заказчик получает возможность запускать и управлять виртуальными серверами, которые работают на оборудовании поставщика услуг. В качестве примера можно привести крупнейший IaaS-сервис Amazom EC2, которым пользуются многие крупные компании.

PaaS (платформа как сервис) предполагает готовую к работе виртуальную платформу – средства для разработки приложений в облачной середе. Для работы с удаленной платформой компании не нужно устанавливать на свой локальный компьютер никакого дополнительного программного обеспечения. Все необходимое доступно через обыкновенный браузер. Наиболее известными платформами для разработчиков являются Google Apps Engine, Apple iPhone Apps, Microsoft Windows Azure.

SaaS (приложения в виде сервисов) предоставляет возможность пользоваться программным обеспечением как услугой и делать это удаленно через Интернет. В качестве наиболее очевидных примеров SaaS можно привести почтовый сервис Gmail и Google Calendar. В отличие от SaaS, предназначенного больше для конечного пользователя, PaaS – вариант для разработчиков прикладных сервисов. В облаке функционирует некоторый набор программ, основных сервисов и библиотек, на основе которых предлагается разрабатывать свои приложения.

Некоторые аналитики выделяют еще один вид облачных услуг – CaaS (Communication as a Service) – коммуникации как услуга. Он объединяет в себе признаки IaaS и SaaS, так как эти сервисы заменяют как «железо» (например, офисную АТС или сервер видеоконференцсвязи), так и SaaS (календари, записные книжки и пр.).

Быть или не быть

В отличия от Запада, который давно живет в атмосфере свободного выбора и условиях жесткой конкуренции, а потому восприимчив к новым, более эффективным технологиям, российский пользователь относится ко всему новому с недоверием.

Одним из тормозов использования облачных технологий корпоративными клиентами является убеждение в том, что размещение ИТ-систем на собственном серверном оборудовании более надежно, нежели использование виртуальных серверов, географическое местоположение которых может быть даже точно не известно, а использование SaaS-приложений из «облака» менее удобно, чем задействование программного лицензионного обеспечения, установленного непосредственно на рабочем компьютере.

Несмотря на то, что перебои в работе сервисов Google или Amazon всегда привлекают к себе внимание, они случаются не так часто и длительность их меньше, чем многие сбои в компаниях, не использующих эти сервисы. Ситуация аналогична боязни использования ИТ-аутсорсинга из-за возможности утечки данных — все об этом говорят, но в прессе можно найти лишь статьи о кражах, совершенных собственными сотрудниками компании.

Использование предустановленного на рабочих местах программного обеспечения сопряжено с необходимостью его апгрейда при выходе новых версий, а также синхронизацией в рамках компании. В случае использования софта по модели SaaS эти задачи решает провайдер услуг, он же обеспечивает безопасность и целостность данных.

OBLACOM – пропуск в мир облачных услуг

На развернутой РТКОММ виртуальной торговой площадке OBLACOM в настоящее время реализовано предоставление услуг IaaS и SaaS на основе договорных отношений с вендорами и пользователями. Предусмотрено использование исключительно лицензионного ПО, при этом на площадке будут размещаться SaaS-продукты преимущественно российских производителей. Оформление бухгалтерских документов осуществляется в соответствии с российским законодательством, предусматриваются разнообразные формы оплаты; функционирует система информационных оповещений; единый личный кабинет; декларировано оказание технической поддержки пользователям 24x7.

Список же преимуществ для конечного пользователя включает в себя:

- нулевые капзатраты;
- небольшую ежемесячную плату;
- снижение издержек;
- доступ к продуктам многих производителей в одном месте по единому логину/паролю;
- простоту администрирования услуг в любой момент времени;
- простое и быстрое масштабирование виртуальных ИТ-систем;
- их высокую надежность и доступность по требованию из любого места;
- автоматическое обновление ПО;
- разнообразные формы оплаты.

И при всем при этом, что немаловажно, клиент получает возможность корректного отнесения затрат на себестоимость, благодаря предоставляемым документам в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета.

Выводы

Российский рынок облачных вычислений находится на начальной стадии развития, однако растущий интерес к облачным вычислениям со стороны потенциальных потребителей свидетельствует о серьезном потенциале этого направления.

Очевидно, что на данном этапе необходимо сформировать потребительский рынок, создать общество профессионалов. Особое внимание стоит уделить вопросу повышения уровня осведомленности клиентов об облачных сервисах, с ростом которой будет расти и понимание важности «облаков» для обеспечения непрерывности бизнеса компаний различного масштаба.

Возврат к списку